Дневник и впечатления от первых в стране карбоновых яхт на подводных крыльях.Яхты на подводных крыльях умеют развивать скорость до 30 узлов (или 60 километров в час) — и во время гонок буквально парят над водой. Выглядит это впечатляюще, в чем можно было убедиться, посмотрев на фото и видео с Кубка «Америки». Но увидеть их можно не только в Барселоне, но и в России — в Петербурге проходят гонки Runduk Foiling Cup на полностью карбоновых яхтах 69F
Наш коллега Никита Ковалев решил поучаствовать в гонках как волонтер. Ниже — его дневник о том, как устроены эти уникальные для России гонки, какое впечатление производит 69F, а также что о ней думают профессиональные спортсмены.
Меня всегда привлекали приключения на яхте. Впервые я попал на лодку пять лет назад на базе Силы ветра в Нижнем — и тогда SV20 казалась космическим кораблем с кучей разных настроек. За это время я успел побывать в чартере, в приключениях на Ладоге, спортивных лагерях, гонялся на разных типах яхт, но всегда хотелось чего-то еще. Про фойловые яхты узнал в прошлом году из парусных каналов и даже написал про них небольшую заметку для нашей федерации парусного спорта. Тогда и появилось желание посмотреть вживую на эти лодки — и пообщаться с организаторами и профессиональными спортсменами.
Увидел набор волонтеров на гонки 69F — и сразу понял, что мне туда надо, тем более, что никаких приключений на это лето я не придумал. Казалось, что попасть туда человеку не из парусного спорта совершенно нереально. Но кто я такой, чтобы не попробовать? Написал им большое письмо и буквально за три дня до начала регаты приходит ответ: мы вас ждем. Радуюсь, что попытался и все получилось, беру билеты до Петербурга.
День 1, вторник: знакомствоПрилетев с небольшим опозданием из Нижнего в Петербург, сразу двигаюсь в гоночную деревню. У нас в волонтерской команде девять человек. Кроме меня — три мальчика и пять девочек. Мы сразу отправились слушать лекцию Луиджи Бертини, ампайра, члена комитета гоночных правил World Sailing. Он приехал сюда как ампайр и консультант гонщиков по правилам класса 69F. Они немного отличаются от привычных нам гонках на килевых SV20 или «Лучах». Например, можно взлетать на крылья только за последние пять секунд до старта, а вместо привычного нам наказания в виде разворота на 360 градусов тут дают штрафные очки.
Убираемся в офисе регаты, после чего нас отпускают домой. Дело волонтера незамысловатое: быть всегда на связи и выполнять мелкие поручения. Мне такой вариант подходит, особенно после целого рабочего лета на базе в Нижнем, где постоянно надо принимать решения. Выполнять простую работу кажется счастьем: и отдыхаешь, и находишься в тусовке крутых яхтсменов.
День 2, среда: тренировочные гонкиПодъем в 7 утра: пока не знаю, сколько ехать до яхт-клуба, поэтому собираюсь пораньше. Оказывается, в Петербурге запретили прокат самокатов, поэтому быстро и дешево добраться не получится. Однако я нашел велосипедный прокат: доехал на ржавеньком зеленом велосипеде до базы за 450 рублей (это за неделю). Все лучше, чем каждый день кататься на такси.
Меня определили в команду технической поддержки. Наша задача — выводить яхты из яхт-клуба в зону гонок. Спускаются лодки, как и все швертботы, просто со слипа на тележке. Потом их цепляют за тросы и тянут в акваторию на буксире. Самостоятельно такие яхты выйти не могут: двигаться нужно на определенной скорости и обязательно на двух крыльях, чтобы идти прямо и не перекренивать ни в одну из сторон. Движение в Петербурге активное, со всех сторон несутся всевозможные катера, буксиры, метеоры… У нас в Нижнем тоже очень насыщенное судоходство, мне такие ситуации знакомы. Минуя рыболовные сети, групповые тренировки «Оптимистов» и всех детских парусных школ, попадаем наконец на дистанцию.
Гонки длятся примерно двадцать пять минут. На верхнем знаке есть оттяжной метров на тридцать ниже, чтобы яхты имели больший радиус огибания и не сталкивались. Постояли немного на старте и двинулись наблюдать за гонкой. Помимо двух РИБов ампайров, на дистанции есть еще четыре технических катера, пересадочное судно, катера для прессы и для судей. Всего девять — в два раза больше, чем самих яхт. Так как в гонке мы задействованы не были, просто стояли у верхнего знака и наблюдали за происходящим.
Очень сложно было снимать видео и фото, потому что рот у тебя постоянно открыт: просто завороженный смотришь на то, как яхты поднимаются из воды и буквально летят. Через два-три часа тренировочные гонки заканчиваются, двигаемся на базу. Наш экипаж тренировался еще полчаса, поэтому вернулись самыми последними. Видно, что ребята за эти два часа устают колоссально, хотя все в хорошей форме — количество настроек и веревок на лодке просто зашкаливает. Другой момент: если происходит киляние, то весь экипаж залазит на шверт и переворачивает обратно яхту. А она совсем не легкая, 350 килограмм.
Вечером сидим с другими волонтерами на косе, делимся впечатлениями, смотрим на закат и яхты.
День 3, четверг: первый гоночный день Маршрут от отеля до яхт-клуба сегодня уже повторяю без навигатора. Наша задача — быть на берегу и помогать по хозяйству. Сегодня официальное начало регаты и первый гоночный день. В десять утра идем на приветственные слова организаторов и главного судьи. Замечаем в составе экипажей Егора Терпигорева и желаем ему удачи. Удается пообщаться с Лерой Коваленко, которая организовывает гонки:
"Мое знакомство с 69F состоялось в августе 2021 года. Наш тренер Сергей Шевцов организовал тренировку на них на Гарде. Я сразу влюбилась в эту яхту и поняла: подобного такого класса в мире нет.
Первые две яхты приехали в Россию в феврале 2023 года, в июне уже были спущены на воду в Петербурге. Начались тренировки. Первая регата в формате двух яхт состоялась в Геленджике уже в октябре. Я хотела проводить профессиональную серию, поэтому мы пригласили рулевых — Игоря Лисовенко, Виктора Сережкина, Константина Беспутина и Елизавету Жеребцову, — а они сами набрали себе команды. В 2024 году к нам присоединился Андрей Малыгин.
Мы делаем прямой эфир и каждая лодка требует катера сопровождения. Основные трудности в связи с этим — скоростные катера, скоростной интернет и разрешение на использование дрона. Мы делаем регату компанией друзей, на всех основных направлениях у нас яхтсмены. Для меня очень важно сохранить эту команду и расти вместе, совершенствуя прямой эфир и уровень ивента каждый раз. Развитие качественного парусного медиа — очень важно.
Еще на каждый большой ивент мы зовем волонтеров. У волонтеров много задач в течение регаты, нам важен каждый человек. Наши лодки невозможно взять в аренду — только волонтеры, которые приезжают к нам работать, могут выйти на них в качестве бонуса за работу.
Самый кайф — когда заканчивается прямой эфир, который прошел без накладок, все лодки вернулись на берег без повреждений и гонки прошли по хорошему ветру, когда люди дают обратную связь и пишут свои впечатления от нашей работы".
Пока все уходят на воду, на берегу готовим базу к возвращению участников: разогреваем еду, расставляем воду и снеки. Когда все подготовили, решили скататься на тренировку в Силе ветра. Первый раз был на SV20 в Петербурге: очень классная акватория и новые кайфовые лодки.
Возвращаемся в офис регаты, встречаем участников, кормим, а потом слушаем комментарии главного судьи про гонки: советует немного быстрее проводить пересадки и следить за таймингом. Впрочем, ничего нового: у всех регат одни и те же проблемы. Убираемся, после чего нас отпускают домой.
День 4, пятница: дождь и отсутствие ветраЕду на такси, дождь льет без остановки. В этот день мы опять должны заступить на дежурство с техническим катером. А еще волонтеров должны покатать на 69F. Раздобыл гидрокостюм, оделся… Но ничего не вышло. Дождь и отсутствие ветра все омрачают. Старт многократно откладывают, и в итоге гонки отменяют.
В качестве утешения принесли астраханский арбуз. Долго решали, по какой схеме будем резать: по итальянской на маленькие полоски или по традиционной — на большие дольки. Победила традиция. День окончен, еду домой под дождем и надеюсь, что все до завтра просохнет. Другой одежды у меня нет…
День 5, суббота: солнце и ветерПогода отличная, нас вызывают к полдевятого утра. Переодеваемся, ждем команды. Снова меня определяют в технический РИБ. Пока иду в гоночную деревню, приходит оповещение: старт отложен на одиннадцать утра. Возвращаюсь в офис и уже там узнаю, что гонки опять не состоятся. Ветер дует уж очень сильно, а безопасность превыше всего. Никто не хочет рисковать как здоровьем, так и дорогими яхтами. Делюсь впечатлениями с Колей, руководителем «Лучей» в Силе ветра — он тоже отменил гонки на сегодня. И правда: несмотря на солнечную погоду, в такой ветер это были бы гонки на выживание. В целом, расстроился не очень сильно: немного вымотался, а теперь могу и спокойно поспать второй день подряд.
День 6, воскресенье: финалПриезжаем к полдевятого, команда спешно завтракает: торопимся, чтобы успеть провести все гонки. А нас еще должны покатать на фойлах. Меня определяют в первую группу, выходим с командой Константина Беспутина. Мурашки по коже. Гонщики с улыбкой говорят, что волноваться не надо, все будет хорошо — и даже подводят яхту ближе к слипу, чтоб никто не замочил ноги. А дальше — ощущение полета.
Честно говоря, у меня даже выпало из памяти, как я общался с ребятами, как рулил яхтой. А это было только начало: нас выгрузили на дистанции и дали еще покататься под парусами. Тут уже в полной мере ощущаешь силу этой яхты. Брызги летят в лицо, спортсмены, как атланты, управляют десятками разных шкотов и настроек, опускают и поднимают крылья — и все, чтобы полетать над поверхностью воды. Пять минут чувствуются как несколько часов. Успеваю пообщаться с Константином:
"Здесь немножко другой парусный спорт. Присутствует вымпельный ветер, подъемная сила фойлов. Я думаю, что ничего сложного тут нет, надо просто изучить. В течение двух-трех дней все становится понятно. Кайф в том, что это другая скорость, цена ошибки гораздо выше. Но и ошибки соперников тоже дорого стоят. Когда уже начинаешь гоняться, этот раж, который ты испытываешь, улетучивается после первых выходов. Остаются сухая работа — и работа над ошибками".
Пересаживаюсь обратно на технический РИБ, говорю ребятам, что они настоящие супергерои — в ответ снисходительно похлопывают меня по плечу. Дальше проходит еще несколько волнительных часов стартов и финишей.
Возвращаемся и сразу бежим на награждение. Там выслушиваем добрые слова от организаторов и судей. Все, регата окончена. Пока гонщики занимаются разбором яхт, снова встречаю Егора и спрашиваю, как прошли гонки.
"Регата прошла в новом для меня составе. В прошлый раз было принято решение расходиться нам с ребятами, и с Костей Беспутиным, и с Антоном Сергеевым. В новой команде мы сделали акцент на том, чтобы быстро найти синхронизацию внутри самого экипажа. Притирались всю регату друг к другу. Как с точки зрения технических элементов гонки, так и с точки зрения коммуникации это очень важно. Будем считать, что это была пробная регата. Но каждую гонку анализировали и каждую гонку росли.
Для меня и для каждого из сокомандников это новый богатейший опыт в парусном спорте, мы стали сильнее. А если говорить о результатах, то на самом деле мы не так далеко от четвертого места. Сегодня было сюрпризом перед последней гонкой узнать, что мы отстаем всего на одно очко от Игоря Савенко. И в последней гонке мы пришли вторыми, но Игорь пришел первым. Какой-то катаклизм произошел.
Но в целом — кайф. Я занимаюсь всю жизнь парусным спортом. На классе 69F я провел на воде примерно 60 дней, может, чуть больше. Уже что-то умеем, но все равно каждый день учимся. В парусном спорте нет предела в совершенстве, нет мелочей, все важно. А вот эта скоростная яхта — она вообще не прощает ничего. Надо работать. Но главное для меня — это возможность быть под парусом".
Начинается рутина разбора всей базы. Как-то очень быстро пролетели эти шесть дней, накатывает небольшая тоска. Прощаюсь с ребятами и лечу домой. В дороге размышляю, как улучшить регаты, которые делаем у нас в Нижнем. Приземляюсь с улыбкой на лице: пора рассказать об увиденном дома. Все в этой жизни возможно, надо просто попробовать — буду и дальше придерживаться этого правила.
Текст: Никита Ковалев
Фотографии: Андрей Шереметьев/Runduk Racing