«Йо-хо-хо и бутылка рома!» — пожалуй, одна из самых узнаваемых строчек, ассоциирующихся с пиратами. Эта фраза звучит и как тост, и как боевой клич, и как припев к песне, которую якобы пели закалённые морские волки. Но откуда взялась вся эта «пиратская музыка»? Существовала ли она на самом деле? Или же перед нами — вымысел Голливуда? Давайте разберёмся.
До появления образа романтического пирата, каким мы его знаем сегодня, на морях уже существовала своя музыкальная культура. Моряки пели шанти (shanties) — трудовые песни, которые помогали синхронизировать усилия во время монотонной работы: поднятия якоря, натягивания парусов, прокачки помп.
У шанти была чёткая структура: вопрос — ответ, солист — хор, удар — вдох, всё ради ритма. Шанти это минорный морской блюз про тяжелую работу, отсутствие денег и женщин и бренность мира. Они не были веселыми застольными песнями, скорее — функциональными ритмами труда. Но именно шанти стали музыкальной основой будущих «пиратских» песен.
На самом деле у настоящих пиратов не было особой пиратской музыки. Большинство из них были простыми моряками или дезертирами с торговых и военных кораблей, и музыку они приносили оттуда же. Им было не до песен — жизнь пирата была коротка, жестока и чаще всего заканчивалась виселицей.
Однако в редкие моменты отдыха — на борту или в порту — звучали баллады, песни про бухту и бутылку, а также музыкальные импровизации с барабанами, скрипками и гитарами, особенно если на борту был музыкант (часто это были рабы или пленные).
Знаменитая строка «Йо-хо-хо и бутылка рома» впервые появилась в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» (1883). Её пел старый морской волк Билли Бонс, и она мгновенно вошла в массовую культуру. В книге не было полноценной песни — только мотив и повторяющаяся строчка.
По легенде известную песню про Йо-Хо-Хо и бутылку "мерзкого пойла" из сахарного тростника, сочинили в честь удивительным образом спасенных членов экипажа корабля "Месть Королевы Анны", на котором плавал знаменитый и ужасный пират Черная Борода, он же Эдвард Тич. Когда часть его команды, в количестве 15 человек, взбунтовалась, он их высадил на маленький необитаемый остров Dead man chest island - т.е тот самый сундук мертвеца. Дал им бутылку рома и ушел в море. По непонятному стечению обстоятельств эти парни выжили и извинившись вернулись обратно к своему пиратскому промыслу. Но это легенда, хотя такой остров существует в действительности, как и манящая Джека Воробья Тортуга.
Настоящая песня «Yo Ho (A Pirate’s Life for Me)» появилась уже в 1967 году — для аттракциона Pirates of the Caribbean в Диснейленде. Именно она стала золотым стандартом пиратской песни, наравне с саундтреками из фильмов про Джека Воробья.
Сегодня пиратская музыка — это жанр, стиль, атмосфера. Её создают группы вроде Alestorm, Ye Banished Privateers, The Dreadnoughts, которые сочетают фолк, рок, метал и море романтики. Они используют морскую символику, пиратский говор, бочки рома и тексты про приключения, штормы, клады и, конечно, свободу.
Словом пиратская музыка — это миф, ставший реальностью. Она родилась не на шхуне у берегов Карибского моря, а в воображении писателей, режиссёров и зрителей. Но, как и любой хороший миф, она продолжает вдохновлять, качать головы в такт и звучать в ветре — особенно если ветер этот с привкусом рома.
Йо-хо-хо, друзья. Пусть ваши паруса будут полны!
Источник