Среди всего разнообразия современных яхт все реже встречаются обыкновенные деревянные яхты. Интерпарус расскажет о том, как поживает индустрия деревянного яхтостроения сегодня.То, что объединяет всехВероятно бóльшая часть людей, которые на данный момент называют себя яхтсменами, пришли в море из-за мечты. Эта мечта обычно имеет несколько обязательных атрибутов: свобода, соленый морской ветер, парус и… Лодка. Ну или яхта. Попробуйте визуализировать эту картину: свобода, морской ветер, белоснежный парус, заходящее огненно-оранжевое солнце над горизонтом… И яхта. Какая эта яхта?
Несмотря на то, что наша память выдает вполне реальные картинки с стеклопластиковыми яхтами и катамаранами, в глубине души большинство яхтсменов ассоциируют яхтинг с деревянными лодками. Даже в массовой культуре, если речь заходит о «лодках для всех», а не только для звезд и знаменитостей, то, вероятнее всего, несведущий в морском деле обыватель опишет самую, что ни на есть, обычную деревянную яхту с выкрашенным корпусом и мачтой.
Образ деревянного парусного судна крепко засел в нашем общем коллективном бессознательном – и не спроста. Деревянная традиция мореходства восходит к древнейшим временам, когда мир ограничивался Средиземным морем, про Америку еще не знали даже викинги, а ледяные полюса нашей планеты были пределом фантастики.
Ремесло создания из кусков дерева полноценного транспортного средства уходит своими корнями в глубокое прошлое и потому совершенно нормально, что море, несмотря на наличие в нем огромных танкеров и военных кораблей из металла, все еще на каком-то подсознательном уровне ассоциируется с парусниками минувших эпох. Однако ни время, ни традиции, ни технологии на месте не стоят. На смену древесине пришел плавкий металл и долговечный стеклопластик, клеи и эпоксидку заменили высокотехнологичные искусственные смолы, а на ночное небо нам больше не нужно смотреть, чтобы проложить маршрут.
Хорошо ли это? Однозначно да, ведь уровень безопасности судоходства значительно вырос за последнее столетие, не говоря уже о тысячелетии. С другой стороны, деревянная традиция постепенно уходит в прошлое несмотря на попытки его возрождения. Или не все так плохо, как в этом нас пытаются убедить заинтересованные личности?
Дерево вышло из моды… Действительно, начиная с 1960-х годов производство яхт из дерева стало терять популярность. На то есть множество объективных и весомых причин, как то:
Стоимость: пустить на производство одной небольшой яхты несколько взрослых больших деревьев недешевое удовольствие. Кроме того, деревья, к сожалению, не растут так быстро, чтобы покрыть запрос всего рынка. Добавьте к этому тот факт, что для работы по дереву необходимы опыт и знания, которыми обладает не каждый столяр. Просто сделать лодку и сделать хорошо сбалансированную и управляемую лодку – разные вещи.
Скорость производства: сформовать корпус из стеклопластика значительно менее трудо- и времязатратная задача. В условиях быстрорастущего рынка важна скорость выполнения заказов. В случае с деревянными лодками не выйдет просто спилить дерево и начать работы – древесина должна просохнуть, что может занять не один и не два года.
Сложности с уходом: за деревянной лодкой нужен особый уход. Эта проблема хорошо знакома любому гитаристу – из-за непостоянной влажности и температуры древесина деформируется. Резкие перепады температур и влажности также губительно для любого вида дерева. На помощь приходят специальные средства за уходом, но этого мало. Для того, чтобы деревянная лодка нормально себя «чувствовала» необходимо, чтобы сама древесина была качественной и предварительно обработанной специальными составами.
Конструкционные особенности: поглядите на корпус любой деревянной яхты и убедитесь в том, изогнутые формы не являются для дерева обычным «агрегатным» состоянием. Для создания такого корпуса необходимы не только знания корабела, но и ряд специальных технологий, которые также влияют на конечную стоимость лодки. В то же время, стеклопластик дарует возможность создавать самые невероятные формы с минимумом усилий.
В этой статье обойдемся без морализаторства на тему вреда стеклопластика для окружающей среды, просто констатируем факт: этот материал банально удобнее, долговечнее и дешевле. Эти три основных преимущества перекрывают любые его возможные недостатки.
С момента появления этого чуда инженерной мысли, древесина постепенно стала отходить на второй план. Самое ироничное, что история яхтинга сделала полный оборот вокруг своей оси. Когда-то даже средние по габаритам яхты из древесины были доступны только очень состоятельным людям. Затем, с появлением фанеры, ОСБ, ДСП и более дешевых пород деревьев яхтинг стал доступнее и деревянные лодки перестали быть настолько дорогими.
И вот, к 1980-м годам поголовное большинство яхтсменов пересело на яхты из дешевого стеклопластика и деревянные яхты вновь стали синонимом «богатой» жизни, ведь яхта из настоящего дерева не такое уж дешевое удовольствие. Однако это не совсем, так как выглядит.
… И получило вторую жизньВ какой-то момент яхтостроение окончательно разделилось: появилась отдельная ветка условно «современных» яхт и отдельная ветка классических лодок. Современные яхты (1970-н.в.) активно развиваются и по сей день. Придумываются новые формы корпусов, составы смол для скрепления составных частей яхт, синтезируются более экологичные материалы и т.д. Современные яхты идут в ногу не только со временем, но и с технологиями и трендами.
В то же время существует «классическое ответвление» яхтинга. Поклонники классического яхтинга заняты, по большей части, сохранением реликвий прошлого. Эти люди выполняют важную задачу – дают возможность людям XXI столетия прикоснуться к давно утерянным знаниям и забытым подходам судостроения. Некоторые яхтсмены занимаются восстановлением старых яхт эпохи «до стеклопластика». Реставрация это тяжелый труд, который не всегда окупается, но именно он позволяет нам увидеть старые яхты во всей красе.
Другие любители классики заняты воссозданием старых лодок. Они тратят миллионы долларов на создание реплик яхт, которые, например, были давно отправлены на слом или затонули.
Пару слов от автора статьи: особенно сильно лично меня поражают люди, которые строят «несуществующие» реплики. Это тот редкий случай, когда находят чертежи классической яхты времен 20-30-х годов прошлого столетия, которую так никогда и не построили. Нашедшие такие чертежи вооружаются помощью профессионалов и яхтенных историков и отправляются строить эти яхты. Таким образом, спустя 90-100 лет после создания оригинального чертежа, лодка наконец-то построена и получает свой шанс занять место среди других классических яхт. Один из таких примеров – яхта J-класса Svea.
В общем и целом, древесина хоть и потеряла свою популярность в качестве строительного материала, но получила буквально второе дыхание. Сегодня деревянные лодки не так востребованы, но именно в тот момент, когда «хайп» проходит, и наступает время для настоящего искусства.
Про контекст деревянного яхтинга
Большинство сегодняшних попыток создать, отремонтировать или воссоздать классическую деревянную яхту в целом-то направлены не только на то, чтобы эту яхту просто сохранить. Сама по себе любая лодка это лишь кусок дерева, стеклопластика или металла. Для того, чтобы неживой материал обрел жизнь и «задышал», необходим он – его величество контекст.
Контекст деревянных яхт состоит в мастерстве проектирования этих самых яхт. Очень хорошо всю суть вопроса описал Джон Уилсон, редактор журнала WoodenBoat, одного из старейших яхтенных изданий. В интервью сайту Island Institute Джону задали вопрос о том, почему он вообще решил освещать историю деревянных яхт. Его ответ был таков: «[В начале 1970-х] деревянные лодки выходили из моды, стеклопластик стремительно набирал популярность. Я просто хотел убедиться, что деревянные яхты не исчезнут настолько быстро, что мы забудем об этом искусстве, науке проектирования и строительстве деревянных лодок. Они заслуживают того, чтобы остаться в истории».
Сегодня западному читателю Уилсон известен как настоящая легенда – основатель легендарного журналов WoodenBoat, Professional BoatBuilder и Small Boats, школы WoodenBoat и одноименного магазина, а также WoodenBoat Show. Но в 1970-х Джону было всего около 25 лет и он вышел в печать буквально с двумя людьми, оформившими подписку на никому еще неизвестный журнал.
Важные именаНачиная с 1974 года Джон Уилсон и многие другие энтузиасты занимаются важной деятельностью: освещением и приобщением общественности к искусству создания деревянных яхт. Как верно подметил Джон, сегодняшнее производство деревянных яхт это в первую очередь про навык и настоящее искусство в дереве и лишь во вторую и третью очередь – про сам яхтинг.
Благодаря усилиям команды WoodenBoat деревянные яхты все еще популярны. В XXI веке легко предположить, что и без команды энтузиастов Джона Уилсона деревянная традиция продолжила бы жить. Так-то оно так, но другой важней задачей WoodenBoat было привлечь внимание общественности. И команда справилась отлично.
Джон Уилсон – один из тех людей, которые создали для современного яхтсмена контекст всей эпохи классического яхтинга. Среди других не самых громких, но крайне важных имен:
Мейнард Брей – автор, фотограф и историк, технический редактор WoodenBoat.
Стив Уайт – владелец Brooklyn Boat Yard, занимался популяризацией деревянной традиции в яхтинге.
Тим Снайдер – организатор фестиваля Wooden Boat Festival, популяризатор деревянной традиции в яхтинге.
Количество важных имен намного больше. Все эти люди объединены одной целью – не дать мастерству создания лодок из дерева кануть в лету. Джон Уилсон так описывает свою миссию: «Все, что я пытался сделать, так это замедлить процесс вымирания деревянных яхт».
Почему это важно?Сохранение деревянной традиции в яхтинге носит не только культурный и исторический характер. Корни этого вопроса лежат сразу в нескольких плоскостях, которые необходимо рассмотреть отдельно.
Наследие эпохиДеревянные яхты представляют собой уникальную часть морской истории. Классические яхты важны не только потому что являются частью архаики, но и потому, что представляют из себя живой памятник искусству, технологиям и эстетике прошлых эпох.
Важный аспект сохранения деревянной традиции – передача навыка. Важно не только складировать старые яхты, но и учиться производить новые. Для этого необходимы мастера и ученики, которые смогли передать обычаи деревянной традиции потомкам.
Эстетика и индивидуальностьВ отличие от серийных производств, яхты из дерева практически никогда не бывают одинаковыми. Даже яхты-близнецы, произведенные по одному проекту, редко получаются идентичными. И дело даже не в самой планировке.
Вручную изготовленная яхта отличается от точно такой же яхты, вышедшей из цеха того же мастера. Кроме того, дерево само по себе очень «живой» материал, состояние которого напрямую зависит от погодных условий. Даже если две яхты, грубо говоря, построены из одного леса, они все равно будут отличаться друг от друга.
Каждая деревянная лодка имеет свои индивидуальные особенности, что делает ее небольшим, но все же произведением искусства.
Вдохновение для новых технологийСтарая поговорка гласит: «Все новое это хорошо забытое старое». Изучение столярных навыков само по себе достаточно увлекательное занятие, но оно, также как и другие виды любых тонких работ, может послужить вдохновением для чего-то нового.
Так, благодаря именно деревянным яхт в свое время появился метод т.н. холодной формовки. Сегодня этот метод применяется для создания сверхпрочных композитов, но когда-то предназначался именно для дерева. Кроме того, современные морские архитекторы достаточно часто заимствуют удачные дизайнерские элементы у морских яхт.
В следующий раз, листая модную брошюру или рекламный проспект новой яхты, обратите внимание на то, сколько раз в тексте верфь будет ссылаться на «старые традиции», «наследие прошлого» или «дух тех самых яхт».
Так насколько практично дерево сегодня?В заключение постараемся развернуто ответить на вопрос, который расположен в заголовке текста. Положа руку на сердце стоит отметить, практичность дерева в море на сегодняшний день донельзя сомнительна. Да, появляется много лодок и яхтенных проектов, якобы использующих «те самые методы ремесленничества» для создания «тех самых лодок».
Однако копнув чуть глубже и изучив спецификацию этих лодок понимаешь, что это все те же стеклопластиковые или композитные лодки с аккуратным использованием древесины в интерьере или кокпите. Печально ли это? Только если смотреть с точки зрения маркетингового обмана.
Деревянная традиция продолжает жить. Гораздо тише и скромнее, чем когда-то, но навык и мастерство постепенно передаются из поколения в поколение. Для нас, яхтсменов, это самое главное – ведь наша история продолжает жить.
Источник