Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: grebenshch от 07.07.2023, 23:31:38

Название: Центральный кокпит. Плюс на минус
Отправлено: grebenshch от 07.07.2023, 23:31:38
(http://sail-friend.ru/gallery/4382_07_07_23_11_24_53.jpeg)

Любое парусное и моторное судно является набором компромиссов, имеющих свои плюсы и минусы, в зависимости от модели использования яхты и приоритетов владельца

Одним из таких спорных элементов корпуса яхты, является тип кокпита, этот вопрос периодически возникает снова и снова, по мере прихода новых молодых и не очень молодых людей в яхтинг.
В наше время информация в большинстве случаев получается не из практического опыта старших товарищей, а из интернета, от блогеров и ютуберов, которые еще пару лет назад не отличали нос от кормы, а сегодня они капитаны, брокеры и вообще профи, они активно загружают своим контентом неофитов, новых адептов и их неокрепшие в учебе умы. Дискуссионных вопросов в яхтенном деле конечно достаточно много, но делать практические выводы или выбор можно только основываясь на своем личном опыте.

Кокпит на яхте является центром всей активности, как при управлением яхтой в море, так и  при стоянке в порту или на якоре, соответственно он имеет большое значение и может имееть несколько функций.

Отметим основные моменты, возможных преимуществ и недостатков центральных кокпитов (ЦК), по сравнению с классическим кормовым кокпитом (КК):

ЦК появились сравнительно давно и первоначально имели ширину от борта до борта, так как корпуса были относительно узкие, а яхты небольшие. По мере увеличения размеров яхт и их ширины, стали искать новые варианты планировок для создания новых моделей и увеличения продаж серийных яхт.

Толчок к развитию ЦК в Европе дали яхты Oyster, которые от гладкопалубной модели с ЦК перешли к моделям с так называемым «deck saloon», приподнятый пол кокпита и салона позволял размещать внизу аккумуляторы, оборудование и двигатель, все это достаточно низко и около центра тяжести яхты.  Освободившееся место в корме заняла главная мастер каюта большого объема.

В сегменте серийных круизных яхт законодателем моды с ЦК стали шведская Hallberg-Rassy и голландская Contest, другие верфи, в значительной степени, просто копировали их планировки, причем многие модели были спроектированы одним и тем же дизайнером.

В 1960-70 годах парусные яхты использовались в большей степени в своей родной акватории, поэтому их специфические особенности были адаптированы под определенный район плавания. Дальние плавания на парусных яхтах только начинались в широких массах и были единичными случаями в то время. Эти особенности в значительной мере отражались в проектах яхт, с учетом национальных и региональных особенностей. Условно можно разделить все яхты на региональные группы, например так: северные скандинавские, голландские, английские, французские и американские яхты. Сейчас этих различий почти не осталось, все унифицировалось на массовый серийных рынок или ушло в эксклюзивный кастом.

Тип кокпита тоже отражает региональный подход к вопросу удобства и безопасности, поэтому прежде чем ломать копья на хорошо-плохо, надо реалистично определить свой район плавания и модель использования своей будущей яхты.

Плюс на минус

ЦК расположен ближе к миделю и ближе к мачте, что упрощает проводку концов и рулевой имеет лучше обзор.

Расположение кокпита около миделя и высоко, с одной стороны предполагает меньше воздействие килевой качки на экипаж, но с другой стороны при бортовой качке амплитуда качки больше, так как пол/сиденья ЦК расположены примерно на 0.7-1.0 метр выше, чем в обычном КК.

Существенным недостатком ЦК на небольших яхтах около 30-40фт является сложность установки бимини, который получается маленький и низкий по высоте, плюс еще гикашкот на кормовой стороне ЦК.

Расположение гика-шкота позади рулевого с креплением на ноке гика может быть очень опасным при непроизвольном повороте через фордевинд и растравленными гика-шкотом, бывали и смертельные случай, когда гика-шкотом захватывало рулевого, надо быть очень внимательным и обязательно заводить завал-тали на гик.

Пол ЦК кокпита расположен существенно выше, чем пол кормового кокпита (КК), это создает опасность для высоких людей, так как гик находится прямо над кокпитом.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_07_07_23_11_25_28.jpeg)

При относительно небольших размерах яхты около 30-40фт, обеспечить проход внутри яхты довольно проблематично или он получается низким и/или узким. На старых узких яхтах ЦК делали во всю ширину корпуса и отдельный входной люк из кокпита в кормовую каюту.

При открытом для вентиляции кормовом люке теряется приватность и в штормовую погоду может и заливать. Такие изолированные кормовые каюты как правило страдают недостатком вентиляции.

Но если яхта размером 45 футов и больше, то внутренний проход в корму становится вполне адекватным и удобным. 

Попытка сделать внутренний проход на небольшой лодке ведет за собой вынужденное увеличение надводного борта и делает кокпит узким и мелким.

Высокий комингс кокпита и кормовая надстройка мешают работе на палубе в штормовую погоду и даже не безопасны. На многих яхтах с ЦК, уровень лееров находится на уровне комингса кокпита или ниже, это очень опасно в штормовом море при бортовой качке, можно легко вылететь за борт, поэтому пристегивание страховки в ЦК имеет большое значение.

Расположение ЦК ближе к носу, делает его более заливаемым или забрызгиваемым на встречной  волне, плюс к этому старые яхты с относительно узкими корпусами имеют больший крен и низкий борт, чем современные условно широкие яхты.

ЦК имеет плюсы при сильной попутной волне в штормовом море, заливание кокпита практически маловероятно, но тут в большей степень зависит от формы корпуса в корме. Старые яхты с узкой кормой лучше противостоят заливанию с кормы и брочингу, чем современные яхты с широкой кормой, это надо учитывать в балансировке парусами.

Небольшой по объему ЦК при заливании волной не окажет существенного влияния на остойчивость и плавучесть яхты, но должен быть обеспечен очень хороший слив воды через шпигаты на полу кокпита, причем на оба борта.

Высота стенки кокпита у входа или целый бридждек играет большую роль в предотваржении попадания воды внутрь яхты, но он еще дополнительно уменьшает кокпит и делает выше входной трап.

Яхты с ЦК имеют усложненную систему рулевого привода, так как необходимо ставить гидравлику или тянуть штуртроса через половину лодки.

Расположение штурвала в узком кокпите мешает передвижению рулевого, который вынужден прыгать через сиденье, чтобы пройти вперед по кокпиту и в салон.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_07_07_23_11_25_39.jpeg)

Расположение шкотовых лебедок тоже не всегда удобно для работы со шкотами в одиночку, так как эти яхты предполагали наличие полного экипажа, что в наше время частных   владельцев, «одиночек и парочек», стало не слишком актуально.

ЦК имеет меньше объем рундуков под сиденьями из-за своего небольшого размера и прохода внизу.

ЦК образует отличный «моторный отсек» в котором рядом с двигателем расположены фильтры, помпы и другое оборудование, очень удобно для обслуживания.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_07_07_23_11_25_06.jpeg)

 Хранение тузика на палубе проблематично, по сравнению с яхтами с КК, мало место на палубе перед мачтой или на корме, единственным решением являются кормовые шлюп-балки.

С точки зрения яхтенного дизайна и просто эстетики, сложно сделать яхту с ЦК меньше 45фт, чтобы она не казалась угловатой, да и большие яхты не всегда являются красотками.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_07_07_23_11_25_17.jpeg)

Если высокое расположение пола ЦК в сочетании с дексалоном внутри смотрится логичными, то ЦК с классическим салоном требует высокий и почти вертикальный входной трап на 5-6 ступенек, что очень неудобно в реальной жизни.

При ЦК, как правило, доступа к уровню воды на корме фактически нет, за исключением несколько моделей типа Beneteau CC с откидывающейся платформой или ступенями. Надо делать кормовую площадку, на который надо крепить еще трап для спуска с палубы. Этот аспект важен но только для вытаскивания пойманной рыбы, но и при выгрузке продуктов, которые привезли на тузике с берега.

Установка ветропилота и управление из ЦК не очень удобно и конфликтует с кормовой площадкой, если ее установили дополнительно.

Швартовка в марине на лодке с ЦК просто не удобна, если только у вас не полный экипаж, с матросами на баке и корме.

Отдать 1/3 объема яхты на проход и каюту, где вы вы проводите время в основном с закрытыми глазами, кажется не слишком  оптимальным. Если вы посчитаете примерно сколько часов вы проводите в спальной каюте и в салоне/кокпите, за исключением ночного сна, вы сами придете к своим логичным  заключениям.

Расположение камбуза или его части в проходе, так же как штурманского стола, тоже не лучший вариант и для кока и для штурмана.

За счет объема кормовой каюты, так или иначе уменьшается полезный объем основного салона и также кокпита, где собственно и проводится основное время на ходу и на стоянке.

Можно подвести некоторый итог выше сказанному: ЦК имеет некоторый смысл если: яхта больше 45фт или с дексалоном, предполагается плавание в северных или штормовых районах.

Во всех остальных случаях, КК более удобен для повседневной жизни на ходу и при стоянках на якоре.

Естественно это мнение субъективное и базируется только на собственном опыте и понимании плюсов и минусов каждого из вариантов.

Счастливого плавания!

Александр Морозов (https://morozov-yachts.blogspot.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk