Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)
Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: grebenshch от 05.06.2024, 10:20:48
-
(http://sail-friend.ru/gallery/4382_05_06_24_10_20_08.jpeg)
«Белеет парус одинокий…» Кто же не знает эту лермонтовскую строку? Другой вопрос: о чем она говорит знатоку морского дела? О том, что если речь идет о скромной лодке, то парус этот старый и выцветший. Потому что не мог он быть белым, не мог в принципе.
Паруса тогда шили из льняной ткани, и они были сероватого оттенка, или из пеньковой, и в этом случае они получались желтовато-коричневыми. Белыми были лишь паруса хлопчатобумажные, но они стоили значительно дороже, и людям скромного достатка были не по карману. И если белые паруса и встречались на кораблях, то обычно на американских. Там, до гражданской войны, хлопка было достаточно, как и рабов, его собирающих, как и рабынь-ткачих, потому и стоила хлопчатобумажная ткань намного дешевле, чем в Европе.
Чтобы предотвратить гниение парусов, уберечь от разрушающего воздействия ультрафиолета паруса подвергали дублению, и тогда они становились красно-бурыми, почти алыми, это уже зависело от состава дубильного раствора. Обычно для этого использовали дубовую кору, ее заваривали кипятком в пропорции 1,5 ведра воды на 1 кг коры.
В наши дни паруса не подвергают дублению – они синтетические, и цвета могут быть любого, на то есть специальные красители. Так что терракотовые паруса реплик, паруса алые, как в мечтах Ассоль, зеленые, синие – это все результат деятельности лакокрасочных заводов. Разве что черные паруса современных яхт – заслуга угольного волокна.
Кстати, на острове Ньюфаундленд паруса защищали от гниения весьма своеобразным образом. О том читателям поведал канадский писатель Фарли Моуэт в великолепной книге «Шхуна, которая не желала плавать». Цитируем…
«Дубление - старинный процесс, в течение которого сети и паруса вымачивают в кипящей смеси морской воды, жира тресковой печени, дегтя и живицы. Правильный дубильный процесс придает парусине темно-кирпичный цвет, и такие паруса без всякого вреда для себя выдерживают недели дождя и тумана… Мне надо было обработать паруса, и местные парнишки вызвались все для меня сделать. Утром меня разбудил едкий запах, вливавшийся в каюту. Когда я вышел на палубу, кромку воды нельзя было рассмотреть за пологом черного дыма. Мальчики разожгли костер под дубильным котлом, и пока варево разогревалось, шныряли по моей шхуне, отвязывая паруса. Затем паруса расстелили на берегу под жарким летним солнцем. И началась потеха. Ведра с раствором опорожнялись на паруса, и дымящееся варево втиралось в парусину березовыми вениками. Еще до истечения часа все вокруг стало темно-красным».
Источник (https://www.yachtrussia.com/)