Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => География => Тема начата: microchaos от 13.08.2025, 22:50:04

Название: Коварные пески Гудвина: невидимый убийца кораблей
Отправлено: microchaos от 13.08.2025, 22:50:04
(https://sail-friend.ru/gallery/5450_13_08_25_10_45_43.jpeg)

Печальная слава Бермудского треугольника уже порядком потускнела — и корабли с самолетами в нем больше не пропадают, и учёные давно развенчали зловещие мифы. И все же его воды до сих пор не теряют мрачной славы места массовых и необъяснимых исчезновений и таинственных крушений. Однако Бермудский треугольник выглядит просто невинной овечкой по сравнению с песками Гудвина, которые стали могилой для более чем двух тысяч судов, нескольких десятков самолетов и около 50 тысяч человек.

Пески и кораблекрушения — такое разве сочетается? Еще и как, если эти пески находятся не на берегу, а в море и то появляются над его поверхностью, то скрываются под водой, поджидая ничего не подозревающие суда, чтобы остановить их и навечно поглотить в своей пучине. «Великий пожиратель кораблей» — вот какое название носит место, расположенное в 10 километрах от британского портового города Дил.

Морская ловушка

Коварство песков Гудвина заключается не столько в них самих, сколько в приливах и отливах, которые в этой части Дуврского пролива особенно сильны. Когда море отступает, большая песчаная отмель размерами 13 на 5 километров частично показывается над водой, выступая из нее местами на метр в высоту. В это время к отмели можно пристать на лодке и даже прогуляться по ней, огибая небольшие бочаги, заполненные морской водой.

Но следует торопиться — через три часа начинается прилив, а он здесь особенно быстр и от того опасен. Песок, бывший еще 20 минут назад плотным, быстро впитывает поднимающуюся воду и становится сначала зыбучим, а потом полностью скрывается под водой. Если угодил в зыбун, да еще и в одиночку, шансов добраться до спасительной лодки практически нет, пусть даже до нее всего пять метров.

Но это для человека, а вот для судов пески Гудвина представляют куда как большую опасность. Во время прилива они оказываются на глубине от четырех до шести метров и коварно сажают на мель корабли, которые выносят на них частые шторма.

А дальше происходит вот что. Суда, попавшие на мель, во время отлива садятся на твердый песок, который с началом прилива начинает намываться под один борт и вымываться из-под другого. Через два-три цикла этот же песок своим весом полностью заваливает судно на борт. Всё, снять его с этой мели нет никакой возможности, и остов корабля начинает медленное погружение в песчаную зыбь. Проходят месяцы, быть может годы, и не поверхности воды остается лишь верхушка мачты с крикливыми чайками на ней.

Есть и другой вариант. Если корабль оказался на мели носом к берегу, то вода начинает вымывать песок из-под его центра. В какой-то момент судно провисает на носу и корме и затем переламывается пополам.

(https://sail-friend.ru/gallery/5450_13_08_25_10_45_13.jpeg)

Беспечные церковники

Вот по такому сценарию пески Гудвина за все время своего существования стали причиной гибели двух тысяч судов: начиная с боевых трирем Юлия Цезаря и заканчивая современными плавсредствами. В «желудке» этого «песчаного пожирателя» покоится даже несколько десятков самолетов (британских и немецких), сбитых во время Второй мировой войны. Есть один немецкий бомбардировщик, экипаж которого совершил вынужденную посадку на так вовремя показавшемся под крылом песчаном острове. Увы, он стал последним пристанищем для самолета — через три часа его поглотил прилив, а через три месяца бомбардировщик полностью погрузился в песок. Двух членов экипажа, кстати, успели вовремя снять и отправить в военную тюрьму Дувра.

Разумеется, с такими экстремальными природными факторами вся история песков Гудвина полна жутких легенд и леденящих историй, начиная с самого начала их появления. Легенда гласит, что в XI веке здесь был остров Ламоа, священники которого собрали деньги на строительства дамбы от подмывающего берег прилива, но потратили их на украшение церкви. В результате остров ушел под воду, образовав обширную мель. Но это всего лишь предание. Ученые же считают, что песчаная отмель образовалась здесь еще до нашей эры благодаря особенностям донного рельефа. Кстати, гудвинский «пожиратель кораблей» вовсе не бездонен — толща песка у него уходит в глубину всего на 25–30 метров, а дальше под ней находится относительно твердая меловая формация.

У скептика сразу возникнет вопрос: разве может массив песка габаритами 13 на 5 километров и глубиной в 30 метров стать кладбищем для двух тысяч судов? Не приукрасили ли масштабы катастрофичности древние легенды? Может, и приукрасили, но важно вот что. Пески Гудвина не стоят на месте, а постоянно перемещаются. Еще четыре столетия назад они находились почти напротив Дувра, а сейчас их «отнесло» на 20 километров севернее. На покинутое отмелью место пришли дайверы, которые и обнаружили остовы средневековых фрегатов с занесенными песками трюмами. Так что количество жертв «Великого пожирателя кораблей» вполне может исчисляться тысячами.

(https://sail-friend.ru/gallery/5450_13_08_25_10_45_27.jpeg)

Срыть и дело с концом

Поразителен в истории песков Гудвина тот факт, что отмель до сих пор существует, хотя имеющиеся у человека технические возможности еще в середине XX века позволяли если не ликвидировать ее, то хотя бы обозначить маяками и сигнальными средствами.

Обозначали. Точнее, пытались. Первый плавучий маяк поставили еще в 1795 году. Однако штормом его сняло с якоря и бросило точнехонько в пасть песчаного чудища, которое «переварило» маяк и не поморщилось. С тех пор плавучие маяки регулярно появляются на концах отмели и так же регулярно пропадают в ее песчаной толще. Последний случай произошел в 1954 году — маяк «Южный Гудвин» в шторм выбросило на отмель, и спасатели едва успели снять с него маячника, отчаянно размахивавшего красной тряпкой.

Ну а последний случай крушения произошел в песках Гудвина в 1991 году, когда на отмель выбросило корабль пиратской радиостанции, стоявший на якоре в нейтральных водах.

Что же касается ликвидации самой отмели, то в прошлом веке этот проект посчитали затратным, а сегодня ему не дают ход общественники. Власти Дувра и рады бы использовать гудвинский песок в строительстве, они даже в 2010-х годах организовали эскадру земснарядов, но работы вскоре пришлось свернуть. Стали возмущаться все. Геологи — что ликвидация песка нанесет ущерб береговой линии. Экологи — что повредит фауне (на песках во время отлива отдыхают серые тюлени). Жители портового городка Дил были против, потому что отмель Гудвина стала местной достопримечательностью. А историки заметили, что отмель — это не просто пески, а братская могила десятков британских летчиков, сбитых во время Второй мировой.

В общем, отмель Гудвина оставили на время в покое, хотя лицензия на выемку 3 миллионов тонн песка все же имеется. И пока их не начали добывать, место активно используют для проведения разного рода необычных мероприятий: то кросс запустят, то матч по крикету организуют. Ну а туристам на песках самое раздолье. Их и привезут, и угостят доброй дюжиной отборных легенд, и покажут «пиратские» артефакты. Главное в такой экскурсии — вовремя сесть обратно на катер, чтобы потом не пришлось на себе испытать весь ужас медленного и неотвратимого погружения в песчаную зыбь.

Источник (https://dzen.ru/geoglobus)
Защита SMF от спама от CleanTalk