1960-е года во многом стали переломными для яхтинга: дело ограничивалось не только появлением новых материалов, но и подходами к проектированию лодок. Интерпарус расскажет о Clarionet – лодке, изменившей подход к гонкам под парусами.
Исторический фон и предпосылки создания Clarionet60-е года XX столетия по праву считаются основополагающей эпохой для яхтинга в современном понимании. В эту декаду архитекторы и яхтенные дизайнеры искали новые технологические решения, которые по их мнению должны были сделать лодки современнее и совершеннее. Некоторые из этих решений оказались нефункциональными и канули в лету, но некоторые находки инженеров нашли свое применение и стали неотъемлемой частью хорошо знакомых нам яхт.
Так, одним из самых ярких моментов яхтинга той эпохи стало появление стеклопластика – универсального, легкого и относительного дешевого материала. Общее удешевление яхт и увеличение их количества сделало яхтинг более популярным среди широких масс. Еще одним интересным решением стало использование мачт из алюминия.
Однако новые материалы были лишь верхушкой айсберга. Настоящие чудеса происходили в дизайнерских цехах верфей. В 1960-е годах появились новые типы яхт, которые создавались специально для регат. Раньше в регатах принимали участие лодки практически всех моделей и типов – организаторы гонок определяли пригодность яхты к выходу на трассу практически «на глаз».
Именно в 60-е годы стали формироваться известные нам гоночные классы и приводились к общему знаменателю их характеристики. Тогда же начали появляться международные правила измерения, таких как Международная система обмера (IOR). Однако эта правила сформировались лишь к концу декады и ориентировались они на некоторые яхты, которые опередили время инженерным подходом к проектированию. Одной из таких яхт и стала Clarionet.
Проектирование и постройка ClarionetВ те годы одними из самых популярных гонок на яхтах были британские регаты под эгидой Королевского яхтенного клуба. Всего было три таких регаты: Cowes Week, Fastnet Race и Admiral’s Cup. Именно Admiral’s Cup объединила яхтсменов Дерека Бойера и сэра Макс Эйткена общим желанием получить самую быструю яхту своего времени.
Два яхтсмена стали товарищами и вместе же отправились в дизайн-бюро Sparkman & Stephens за новыми яхтами. Выслушав их просьбы, один из основателей бюро, Олин Стивенсон, принялся корпеть над эскизами будущей яхты. Было решено построить две лодки-близнеца по одному проекту. Обе лодки были спущены на воду в 1966 году. Так, Бойер получил Clarionet, а Эйткен – ее точную копию Roundabout. Обе лодки строились на соседних стапелях верфи Clare Lallow в Коусе.
И хотя во время постройки использовались классические материалы, такие как красное дерево, Стивенсон внес некоторые конструкционные изменения. Обе яхты строились таким образом, чтобы их вес и водоизмещение были как можно меньше – для лучшей управляемости и маневренности. Так, «внутренности» лодок оснащались 6-миллиметровой фанерой для облегчения конструкции.
Сам Олин Стивенсон описывал яхты так: «[Эти лодки] просты и незатейливы. Посмотрите на их чертежы и увидите, что они просты и явно ориентированы на гонки в открытом море». Обе яхты имели плавниковые кили, отвесную корму и инверсный транец.
Достижения… Не только гоночные!Clarionet и Roundabout практически сразу произвели фурор. Первой громкой победой для Clarionet стали регаты Cowes Week и RORC St Malo Race в 1966 году. Roundabout не отставала и одержала две громкие победы на регате Round the Island Race два раза подряд – в 1966 и 1967 годах.
Однако эти достижения не дались гладко и просто, проблемы с управлением признавал даже конструктор. На высоких скоростях обе яхты становились слишком неуправляемыми. К счастью, это происходит не так часто. Олин так отзывался об особенностях яхт: «Несмотря на очевидный недостаток в управлении, именно скорость привела обе лодке к победе. Яхты стали называть “ужасными близнецами” из-за их высоких скоростей и буйный нрав».
Вероятно самое важное нововведение, которое привнес Олин Стивенсон в конструкцию Clarionet и Roundabout, стало разделение руля и киля. До этого обыкновенной конфигурацией был длинный киль, который проходил вдоль всей длины днища яхты, на конце которого крепился руль. Теперь же киль и руль были на уже привычных для нас местах.
Эту конфигурацию молниеносно переняли другие конструкторские бюро и стали с особым остервенением ее модифицировать. Это привело к тому, что дизайн парусных яхт изменился навсегда – классический длинный киль стал все реже появляться на яхтах. Однако до использования такого типа киля повсеместно было еще несколько десятилетий.
Карьера ClarionetДальнейшую карьеру Clarionet нельзя назвать простой и постоянной. Первые несколько лет были действительно триумфальными, однако за этим последовала череда неоднозначных сезонов. Всего спустя 18 месяцев владелец лодки Бойер решил изменить конфигурацию яхты – и попросил верфь поднять палубу.
Такое решение было принято в свете того, что согласно правилам гонок RORC тех лет, важную роль играла высота мачты. Бойер надеялся получить преимущество, уменьшив высоту мачты Clarionet. В результате верфь Lallows смогла поднять палубу приблизительно на 10 сантиметров. Самое смешное, и грустное одновременно, что правила измерения мачты были изменены буквально через 12 месяцев. В то же время, верфь проделала серьезные конструктивные изменения – были убраны носовые иллюминаторы, уменьшена ширина салона, изменен профиль палубы.
Не получив желаемых побед от лодки, Бойер продал ее в 1971 году. На протяжении десятилетий яхта переходила из рук в руки с завидной регулярностью появляясь на самых известных регатах. Clarionet отметилась на печально известной Fastnet Race 1979, когда сошла с дистанции вместе с другими лодками, а также засветилась на Азорских островах. Череда неудачных выступлений продолжалась бы и дальше, если бы не новый владелец.
Триумфальное возвращение В середине 1980-х годов яхта попала в руки Джону Брейкеллу. Джону следует отдать должное – впервые со спуска на воду, он провел капитальные ремонт Clarionet. Наконец-то заменили сомнительную приподнятую палубу, модернизировали парусное вооружение и такелаж, добавили геную.
Под шефством Брейкелла Clarionet вновь вернулась к победным выступлениям. Три года подряд команда яхты была абсолютным чемпионом регат серии EAORA (East Anglian Offshore Racing Association). Далее последовало оглушительное возвращение на Fastnet – в 1987 году Clarionet одержала победу.
Следующим владельцем стал яхтсмен Поле Марче, который также бережно относился к лодке. Под его руководством Clarionet принимала участие в нескольких Fastnet, минимум единожды в Round Britain and Ireland. Однако самым известным достижением Поле Марче стали пять побед по очкам RORC и еще одна победа на Fastnet 2001 года.
Реставрация и возвращение к корням Новый владелец яхты, Эндрю Харви, получил в руки яхтенную легенду, уже имея план действий. Ко второй половине 2010-х годов Clarionet имела не только культовый статус, но и обладала всеми атрибутами современной гоночной яхты. Так, на лодке была алюминиевая мачта, автоматические лебедки, ламинированные паруса, современные блоки, выдвижной бушприт. Для яхты, которая постоянно участвует в соревнованиях такие модификации были абсолютно нормальным явлением.
В то же время, Харви хотел вернуть Clarionet более классический внешний вид. В общем и целом, реставрация свелась к восстановлению задуманного Олином Стивенсоном облика яхты. Много времени понадобилось на доводку палубы, кокпита и рулевого поста. Многие детали, включая аналоговые датчики скорости, давления и направления ветра были установлены взамен электронным версиям для придания большей аутентичности. Некоторые детали были выполнены на 3D-принтере.
Под палубой лодка сохранилась лучше. Внутренний ремонт свелся к покраске и замене некоторых деталей интерьера на винтажные. В конечном счете, многие рецензенты крутили пальцем у виска, ведь Харви буквально убрал большинство чисто гоночных модификаций, сделав яхту «менее производительной для гонок». В то же время, Clarionet сегодня по праву считается классической яхтой – не только из-за возраста, но и ее обновленного внешнего вида. Стоит отдать должное Харви, ведь он, вероятно, спас лодку от бесконечных модификаций, вернув ей прежний вид.
На этом карьера Clarionet не закончилась. Сегодня яхта продолжает выступать на многих регатах, преимущественно относящихся к Королевскому яхтенному клубу. Clarionet также получила восстановленный облик, который максимально близок к оригинальным чертежам. Могла ли Clarionet еще десяток-другой лет радовать поклонников победами? Да, однозначно. Но чего стоили бы эти победы, если буквально одна из важнейших яхт в истории яхтинга разваливается на куски? Путь Clarionet прекрасно подытожил Ник Комптон из Yachting World: «Иногда история важнее новых побед».
Технические характеристики ClarionetДлина (общая) 11,20 м
Длина (фактическая) 8,10 м
Ширина 2,99 м
Осадка 1,90 м
Водоизмещение 6400 кг
Источник