Желание решать проблемы кардинально и завладеть чужим имуществом присутствовало у человечества издревне. И если на суше все было просто и понятно (налетели и похватали), то море накладывало свои ограничения.
Понятно, что идее высадиться на чужой борт и все там "порешать" в свои карманы – тысячи лет, но первый "прорыв" в деле абордажа совершили римляне. Но вначале надо пояснить как тогда обстояли дела с морской войной.
Во все времена абордаж подготавливался обстрелом противника. Античные боевые корабли были вооружены разнообразными метательными машинами, применявшимися вплоть до изобретения пороха. Установив их вдоль бортов и прикрыв от ответного обстрела защитными стенками, матами, щитами, атакующие и обороняющие уже на дальней дистанции пытались «проредить» вражеские ряды.
Крупнокалиберные катапульты и баллисты (аналог тяжелой артиллерии) метали 5-метровые стрелы, массивные колья, бревна, металлические снаряды и камни диаметром 15–20 см на расстояние до 200м, буквально сметая с вражеской палубы все живое.
Легкая артиллерия» — станковые луки оксибелес, скорпион и хиробаллистра — била прямой наводкой на меньшей дистанции, а полуавтоматический камнемет полибол непрерывно стрелял малыми каменными ядрами весом 4–5 кг (причем взведение и выстрел производилось «автоматически», по сути это был "Гатлинг" того времени).
Оксибелис, Хиробаллистра и Полибол (идея первых 2 проста - натянули, зарядили и жахнули. А вот полибол был сложным и дорогим, потому не прижился)
На ближней дистанции подключались лучники, пращники, в противника летели камни, копья, дротики. Греки первыми установили на кораблях гелеполы — башни на колесах. Они перемещались по палубе в разные стороны, а находившиеся на них стрелки с высоты обстреливали вражескую палубу, не давая противнику готовить отпор, обслуживать свое оружие, снасти, весла.
Башни на палубе и бронированный "капитанский мостик"
Если захват чужого судна был невозможен или не нужен, в него метали зажигательные стрелы или керамические емкости с горючим составом, так называемый «греческий огонь», своего рода абсолютное оружие древности. Вода его не тушила, и несколько точных попаданий решали участь деревянного просмоленного судна с легко воспламеняемыми парусами и такелажем, а команде оставалось лишь прыгать за борт. Средством огневого поражения была и «жаровня», что-то вроде ведра на конце багра длиной 5–7 м перед носом корабля.
Наполненное горючей смесью, оно поджигалось и опорожнялось над вражеской палубой. Именно этим оружием римляне прорвали блокаду сирийского флота в битве при Панорме в 190 году до н. э. Ручной огнемет-сифон (наполненная маслом труба) «выплевывал» горящее масло на врага.
Таран, эффективный способ отправить противника на дно, был еще и элементом подготовки абордажа. Таранное устройство представляло собой сложную конструкцию. Носовая часть корабля делалась в виде жесткого вертикального ребра с малым тараном-проемболоном, находившимся над водой и имевшим форму бараньей/свиной/крокодильей головы.
Он был буфером при ударе в чужой борт, а также препятствовал слишком глубокому проникновению главного тарана во вражеский корпус, что было чревато бедой: застряв там, можно было утонуть или сгореть вместе с противником. Нижняя часть киля выступала под водой на 2–4 м вперед. Это и был боевой таран (rostrum) в форме плоского трезубца для пробивания подводной части вражеского корабля. Литой из бронзы, он был очень тяжелым: найденный археологами рострум греческой биремы потянул на 400 кг.
Таранили либо с ходу, либо сначала проходили вдоль вражеского борта, «сбривая» вертикальным ребром весла, которые противник не успел втащить внутрь, и лишая его хода. После этого разворачивались и, прицелившись, били уже насмерть. Удар рострума наносил серьезный урон. В то время средств откачки воды не существовало, любая пробоина была очень опасной, а то и смертельной для корабля.
Верхняя же поверхность таранного бруса выступала над ватерлинией и служила мостиком, по которому абордажная группа перебегала на вражеский борт. Брус был составным, поврежденные элементы легко заменялись новыми. Тактика «таран-абордаж» требовала от команды мастерства. Успех зависел от верного момента, направления удара, умелого руления, слаженной работы гребцов.
Таран и его "ударное" действие, слететь за борт после удара было вполне реально
Антиабордажным средством было примитивное оружие «дельфин» — груз конической формы с заостренным концом. Сделанный из бронзы, свинца или гранита, то есть очень массивный, он закреплялся на специальной поворотной грузовой стреле или на рее и сбрасывался, когда нависал над кораблем противника при сближении бортов. Его удара хватало, чтобы проломить доски днища толщиной 4–6 см. Возникшая пробоина губила врага из-за невозможности ремонта в условиях боя. Правда, «дельфин» работал лишь против беспалубных судов типа фелюги или либурны. При столкновении с боевым кораблем, у которого была еще и палуба, веса груза на два слоя досок уже не хватало
А теперь вернемся к римлянам. При столкновении с Карфагеном выяснилось, что карфагеняне прекрасные мореходы и искусные лучники. Так что на воде шансов против них не было, римские морские экипажи закидывали всем вышеперечисленным, а напоследок поджигали греческим огнем. Результат римлянам не понравился
Нужен был асимметричный ответ и проанализировав свои сильные стороны (строй и мощный пехотный удар), римляне ответили изобретением штурмового мостика – "ворона". Это был поворотный трап, закрепленный на носу судна с клювами-крюками на конце (отсюда и имя ворон).
Суда римлян больше не ввязывались в перестрелку, а сразу подходили "в упор" , поворачивали ворона на нужный борт и сбрасывали вниз, после чего его крючья намертво цеплялись за вражескую палубу и по мостику на вражеской борт перли легионеры.
А даже самый прекрасный лучник или моряк бессильны против подготовленного воина.
Пользуясь преимуществом своей пехоты в рукопашном бою, а также создавая благодаря «ворону» численный перевес в морском бою, римляне стали одерживать одну победу за другой. Асимметричный ответ сработал!Однако были у «ворона» и серьезные недостатки: его вес и громоздкость ухудшали мореходность судна. Римляне дважды (255 и 249 гг. до н. э.) почти полностью теряли свой флот в штормах вследствие плохой остойчивости судов с такой конструкцией на борту.
Пришлось "дорабатывать проект" и в дело пошло абордажное бревно-"гарпаг" длиной около 3 м, окованное железом. Гарпаг крепился канатом к метательной машине, а на втором его конце был острый крюк. Брошенный гарпаг цеплялся за ближний борт врага, глубоко впиваясь в обшивку; судно подтягивали канатом к себе и шли на абордаж. При зацепе за дальний борт атакующие давали задний ход и переворачивали неприятеля. Из-за длины гарпага обороняющиеся не могли перерубить канат, хотя и пытались делать это при помощи клинков на шестах.
Применение гарпага
Время шло и Европа впала во мрак Средневековья. Исчезли огромные корабли античности, развитое искусство абордажа, совершенные катапульты, штурмовые трапы. Артиллерией стали простые камнеметы фрондиболды и карробаллисты, одноплечевые стрелометы бриколи.
Уровень технологий немного просел, видно? Доской по стрела бах и ваще красаучик!
Как же теперь воевали? Бой также начинался с обстрела противника. Для защиты от него к фальшборту приваливали скатанные матрацы, оставляя между ними амбразуры, навешивали щиты, мешки с песком, пеньковые кранцы.
На атакованном судне предпринимались противоабордажные меры. Над бортами растягивали сети, осложняя прыжок с борта на борт. Сеть натягивалась и над палубой для защиты команды от падающих обломков оснастки.
Мостик с механизмами управления защищали баррикады по обоим бортам, сделанные из бревен и бочек с железным ломом. Для нанесения повреждений противнику на концы рей надевали крюки для разрыва вражеского такелажа при подходе его вплотную.
Суда сходились борт о борт, сцепляясь абордажными баграми-крючьями, для цепкости заточенными по типу гарпуна. Атакующие под прикрытием своих лучников и арбалетчиков использовали штурмовые лестницы, сходни из досок, «десантировались» на чужой борт с помощью веревок с рей своей мачты, а то и просто прыгали с борта на борт.
В любом случае все решал именно финальный абордаж!
Главным было создать перевес либо в численности (набрать на борт больше бойцов), либо в умении.
Первым путем пошли викинги, терроризировавшие на своих драккарах европейские воды. Их вооружением были щиты, шлемы, кольчуги, копья, мечи, топоры, луки. В атаку шел почти весь экипаж, до 150 бойцов. Для выхода на вражескую палубу они использовали крючья и лестницы, а потом рубились стеной.
Вторым путем - генуэзцы и венецианцы, дравшиеся за господство в Средиземном море, причем генуэзцы постоянно били противника умением своих абордажных команд. Так закалилась знаменитая генуэзская пехота, гроза всех врагов и на суше.
А во время Столетней войны с Францией (1337–1453 гг.) высокий класс на флоте показали и английские лучники, обеспечивавшие до этого победы армии. Английский флот громил более крупный французский и причиной тому был длинный английский лук, расчищавший путь абордажным командам. Часто, высадившись на «француза», они находили там лишь горстку защитников, поскольку остальные гибли от стрел.