Если вы собираетесь влиться в яхтенное сообщество, Вам стоит не только пройти обучение в парусной школе и освоить сложные морские термины, но и узнать больше о традициях, приметах и обрядах. Эта культура складывалась веками, и мы выбрали самые интересные морские обычаи, о которых стоит знать.
Спуск корабля на водуСтроительство судна – это сложный проект, над которым работает огромная команда людей. Так что неудивительно, что спуск новорожденного корабля на воду принято отмечать также торжественно, как чей-то юбилей. В Англии и Америке корабли даже крестили, причем «крестными мамами» часто становились женщины. Обычно символически разбивают о новый борт яхты бутылку вина или шампанского. Брызги спиртного и восторженные крики присутствующих дополняют ритуал. Пробку иногда сохраняют на память в качестве реликвии.
Традиция идет еще с древних времен, когда люди пытались задобрить владыку морей Посейдона. Например, стоя на носу корабля, плеснув в морскую пучину вино из серебряной чаши. А суровые викинги и жители островов Фиджи, Тонга и Таити считали, что богам нужна настоящая кровь, а не вино. Провожая новый корабль в плавание, они приносили в жертву своих пленников.
Больше, чем имяМоряки убеждены, что у корабля – женская душа, так что лучше, чтобы имя было подходящее. «Святая Анна», «Королева Мария», «Изабелла», «Клеопатра»… Кто-то пытается увековечить имя своей возлюбленной, возможно, в качестве оправдания своего увлечения морем и яхтами. Названия могут быть разные, но в любом случае, во всем мире о любом корабле или судне всегда говорят в женском роде – «она» или «she». А про капитанов шутят, что они женаты на своей яхте, а не на любимой женщине, что, впрочем, недалеко от истины. Менять имя яхты не принято, считается, это принесет неудачу.
Магия на бортуПарусные яхты особенно зависели от переменчивой погоды и ветра. И штиль, и шторм были одинаково нежелательны, так что на какие только ухищрения не шли моряки, веря, что их манипуляции помогут. До сих пор популярен обычай «чесать» мачту, чтобы призвать ветер, причем лучше с той стороны, откуда ожидается порыв. Часто экипажи вместе молились, в том числе главному покровителю всех мореплавателей – Святому Николаю.
Во время сильного шторма средиземноморские моряки выливали в качестве «жертвоприношения» вино, китайцы запускали бумажные кораблики, а в Индонезии весь экипаж раздевался догола, чтобы смутить бурю-женщину и утихомирить ее нрав.
Опытного моряка видно издалекаСерьга в ухе моряка – наглядное подтверждение, что этот человек пересек линию экватора. Это событие обычно отмечается очень весело, на борту устраивается костюмированный праздник - День Нептуна. Новичкам готовят испытания, заставляют пить соленую морскую воду или купают с головой в океанских водах.
Брюки красного цвета могли носить только те, кто прошел через океан, и эта традиция до сих пор соблюдается во многих яхт-клубах. Татуировки тоже могли рассказать очень многое о капитане или матросе, это отдельное искусство, которое распространилось после возвращения Джеймса Кука с островов Полинезии.
Трапеза на яхтеВ первую очередь, порцию еды и кружку подносят капитану. Учитывая качку и ветер, моряки приспособились использовать для сервировки мокрую скатерть. Так посуда не скользила.
Животные на суднеКоты пользуются у моряков особой любовью и уважением. Пушистые друзья приносят удачу, напоминают о домашнем уюте и охотятся на грызунов, спасая запасы провизии. Кстати, это правда, что крысы бегут с корабля первыми, так как очень чувствительны к малейшему изменению влажности.
Всегда считается добрым знаком увидеть дельфинов. А если они какое-то время сопровождают корабль – морское путешествие наверняка пройдет благополучно.
Источник