В 19 веке для освещения трюмов парусных кораблей применяли лампы и свечи, но учитывая высокую пожароопасность довольно быстро пришли к стеклянным окнам, dead lights, "мёртвому свету", заделанными в палубу заподлицо с ней. Однако свет поступал небольшим пятном, и следующим логичным ходом стало "вмуровывание" в палубу рассеивающих стеклянных призм вершиной вниз - deck prismНаибольшее развитие эти призмы получили на парусниках - угольных и хлопковых балкерах, с их адской взрывоопасностью.
В процессе эксплуатации пришли к не очевидному лично для меня решению, что для инспекции необитаемых трюмов лучше свет короткой части спектра, и там применяли призмы кобальтового и марганцевого стекла, синие и лиловые.
Эти призмы и сейчас не только любопытный сувенир, но иногда используются и на современных парусниках.
Но в основном, конечно, - любимая добыча дайверов.
С парусников светорассеивающие призмы пришли и в архитектуру, в световые полы, стены и потолки.
Ещё чаще призмы применялись как световые окна в тротуарах, для освещения подвальных помещений.
Такие чугунно-стеклянные решётки энтузиасты и сейчас отыскивают на улицах разных городов, в том числе и Москвы и Петербурга. Может и ещё где есть.
Источник