Средиземноморье обычно ассоциируется у нас с солнечной Италией или жарким Кипром. Но и здесь можно провести по-настоящему жесткое соревнование, которое ни на йоту не будет уступать регатам Атлантики. Регата
Middle Sea Race – это уже полноценный бренд в мире парусного спорта, ежегодно стартует в предпоследнюю субботу октября. Это соревнование входит в линейку трудных и зрелищных 600-мильных дистанций в разных частях света.
Организованные при участии RORC (Royal Ocean Racing Club), эти регаты уже многие годы проверяют мастерство яхтсменов — Fastnet Race, Carribean 600, New Port – Bermuda и, собственно, Middle Sea Race. Все эти гонки принадлежат к типу “оффшорных” или “гонок открытого моря”. Их главная особенность в том, что часть или весь маршрут проходят вне видимости берегов. 600-мильные регаты — это классика парусного спорта, и в последние годы поступают предложения объединить подобные дистанции в рамках одного соревнования, но пока что этого не произошло.
Средиземноморская гонка Rolex Middle Sea Race имеет почти 50-летнюю историю. Конечно, в ней не обошлось без англичан – истинно морского народа. Еще в 50-е годы XX века военные британского гарнизона на Мальте развлекались тем, что устраивали регаты на лодках, большая часть из которых была захвачена у немцев во время Второй Мировой. Регаты эти проходили в основном под патронажем
Королевского Мальтийского Яхт-клуба (история которого, к слову, уходит в первую половину ХІХ века!).
В те годы мальтийцев клубе состояло немного, но и среди них выделялись братья Пол и Джон Рипарды. Вместе со своим другом англичанином Аланом Грином (который позже занял высокий пост в RORC), они в 1968 году разработали маршрут для регаты Мидл Си Рейс с учетом местных особенностей. И стоит признать – у них это отлично получилось!
Протяженность маршрута яхтсмены выбирали исходя из маршрута классической регаты Fastnet Race. В конце-концов, был утвержден маршрут оффшорной гонки протяженностью в 606 морских миль. Как писал в те годы Тед Тернер (основатель канала CNN): «Это, должно быть, самый красивый гоночный маршрут в мире. На каких еще дистанциях используют действующий вулкан в качестве курсовой отметки?».
Возможно, следует немного объяснить слова Тернера. Не стоит сомневаться, что братья Рипарды, как и Грин, выбирали маршрут не только из утилитарных спортивных соображений – они хотели сделать Мидл Си Рейс по-настоящему красивым. Тем более, в Средиземном море это не так сложно. Яхты выходят в море с Мальты и следуют курсом на северо-восток, вокруг острова Сицилия. Кроме того, экипажам придется огибать действующий вулкан Стромболи – своеобразный символ регаты, а также острова Пантелерия и Лампедуза. Так оригинально основатели решили проблему курсовых указателей — их роль выполняют острова.
На самом деле, The Rolex Middle Sea Race это очень серьезная регата. В отличии, например, от
Marmaris International Race Week , RMSR рассчитана на яхтсменов с серьезным опытом. Новичкам пройти более чем тысячекилометровую дистанцию будет тяжело! Несмотря на кажущуюся ласковость Средиземноморья, в конце октября погода имеет свойство резко ухудшаться, а если учесть еще и протяженность маршрута — этот аспект приобретает двойное значение.
В гонках 2014 года, например, яхтсменам на своих судах приходилось соревноваться при скорости ветра более 50 узлов — это больше 90 км/час! А ведь новые спинакеры рвутся и при 25-узловом ветре! Конечно, участникам кругосветных регат вроде Volvo Ocean Race такая погода может и не в новинку, но они выходят в океан на 21-метровых (70-футовых) яхтах. А вот яхтсмены Ролекс Мидл Рейс могут и на 11-метровой в море выйти!
Правила на регате достаточно жесткие, но вполне оправданные. В 2012 году российский экипаж яхты Виконт из-за лопнувшей цистерны был вынужден всю гонку пользоваться запасом воды из НЗ, предусмотренного в правилах. И тем не менее, отечественные яхтсмены сумели прийти вторыми в группе ОRC 4! Все-таки парусный спорт требует абсолютной уверенности в своих силах.
Rolex Mіddle Sea Race относится к тому виду регат, где результат подсчитывают по гандикапу. То есть значение имеет не только реальное время, за которое экипаж прошел дистанцию, но еще и тип яхты, вернее высчитанный в определенной системе коэффициент. В этой регате применяются две такие системы IRC и ORC, в каждой из которых целых 5 классов! Кроме того, есть несколько других дивизионов — MOCRA (для ката- и тримаранов), Class 40 (для яхт определенной конструкции) и Double handed (для яхт с экипажем из двух человек). Конечно, такая система может показаться запутанной, но пока ничего лучше в парусном спорте не придумали. С другой стороны, из-за того, что на финише пересчитывают время, в гонку добавляется изрядная доля интриги.
Идеальной иллюстрацией будет случай, произошедший на RMSR 2012 с ирландской яхтой Dinah — она по реальному времени пришла последней, но по скоректированному времени оказалась первой! И завоевала золото в дивизионе double handed. Но для этого ирландцам пришлось провести в море 6 дней 22 часа 23 минуты и 51 секунду — почти неделю!
Следует сказать, что до 2003 года регата не была очень уж популярной — участие в ней принимали до 2-х десятков экипажей. Но в 2002 году Rolex решил взять гонку под свой “патронат” — и в 2003 году на старте было уже 48 яхт! И популярность Rolex Middle Race с каждым годом растет. В 2013 году на Мальту прибыли 99 яхт, а в 2014 — 122 яхты - самый массовый старт в истории гонки!
Возможно, через несколько лет количество экипажей будет больше двух сотен? Неизвестно, но можно с уверенностью сказать: благодаря таким замечательным соревнованиям как RMSR наука парусного мореходства никогда не будет забыта!
Замечательный отчет о прошлогодней гонке от российской команды "Князь" читайте тут VIDEO Источник