Исстари моряки считали носовую фигуру символом, талисманом, вместилищем души корабля. Ее берегли, ибо повредить и тем более потерять свой оберег считалось крайне плохой приметой.
Носовые фигуры появились на судах еще в античные времена. Мореплавание тогда было сопряжено с немалым риском, и судовые скульптуры играли прежде всего сакральную роль.
Особенно характерно это для древних египтян, которые отдавали предпочтение богам и священным птицам. Они полагали, что изображение всемогущих мифологических существ поможет защитить судно и его команду в море от различных неприятностей. Впрочем, религиозными символами дело не ограничивалось. Финикийцы, например, нередко устанавливали на носу судна резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность, а греки и римляне – разъяренных кабанов и драконов, призванных запугать потенциального неприятеля. Голова дракона была чрезвычайно популярна и у викингов, украшавших ею свои быстроходные дракары, а также у корабелов Индокитая и Индонезии.
В XVII-XVIII веках наиболее распространенным «персонажем», изображаемым на носу военных судов, стал лев.
Ярыми приверженцами оснащения боевых кораблей резными львами были англичане, голландцы и шведы. Через них эта мода перешла и в Россию – при Петре I «царь зверей» как элемент декоративного оформления присутствовал почти на всех парусниках только что созданного флота.
Здесь уместно немного коснуться терминологии. В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur. Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».
В парусную эпоху декоративному убранству военных кораблей уделялось очень много внимания, ибо флот во все времена был любимой игрушкой монархов и президентов.
Роскошная отделка, обилие золота, резных орнаментов и фигур олицетворяли мощь и богатство. Неудивительно, что на украшение военных парусников денег не жалели. Носовые фигуры нередко заказывали самым известным скульпторам. Так, в России в 1724 году поясной портрет Петра I для 54-пушечного корабля «Не тронь меня» изготовил знаменитый ваятель Бартоломео Карло Растрелли, отец еще более знаменитого скульптора и архитектора Франческо Растрелли. Позже к работам по украшению русских кораблей привлекались Матвей Чижов, Петр Клодт, Михаил Микешин.
Начиная с XVIII века, носовые фигуры парусников становятся более разнообразными – здесь встречаются античные герои, животные, скульптурные портреты, а иногда и многофигурные композиции.
На русских военных кораблях в XIX веке декоративное убранство было стандартизировано: под бушпритом стали размещать скульптурное изображение государственного герба - двуглавого орла.
На форштевне знаменитого клипера Cutty Sark ныне установлена точная копия скульптуры, вырезанной из дерева мастером Ф. Хельером в XIX веке. Она изображает героиню поэмы Роберта Бернса - ведьму Нэнни по прозвищу «Короткая рубашка», держащую в руке вырванный клок волос из лошадиного хвоста. Дело в том, что владелец судна Джон Виллис был большим поклонником поэзии и назвал свой клипер в честь юной ведьмы…
На торговых парусниках моделями для носовых скульптур нередко служили жены и дочери судовладельцев. Для многих резчиков по дереву это был прибыльный бизнес – скупиться здесь считалось дурной приметой.
Одно из древних поверий гласит, что любой шторм утихнет, если женщина предстанет перед Нептуном обнаженной. Поэтому русалки и нагие красотки в качестве носовых украшений во все времена были очень популярны.
Источник