Девиз дома Старков из цикла «Песнь льда и пламени» гласит: «Зима близко». А перед зимой каждый уважающий себя яхтсмен должен позаботиться о своей яхте. Интерпарус расскажет о том, как готовят яхту к зимней стоянке на стапелях.О доковании в принципе и сухом доке в частностиОдной из самых популярных процедур для подготовки яхты к зиме является докование или подъем на берег. Несмотря на то, что часто такую процедуру называют «помещением в сухой док», на деле между докованием и сухим доком есть большая разница.
В этой статье мы обсуждаем именно докование или доковое обслуживание – временное извлечение яхты на берег с целью его сохранения или ремонта на относительно небольшой промежуток времени. Яхты, которые достаются из воды на время зимы, обычно помещаются на передвижные стапеля и удерживаются на весу системой домкратов и поддерживающих элементов.
Сухой док – еще один способ получить доступ к подводной части яхты или судна, но используется другой принцип. Суда заводятся в сухой док для проведения обширных работ с корпусом в изолированной сухой среде. В сухом доке яхта или любое другое судно стоит на специальных платформах или опорах. По завершению работ док, в котором находилось судно, вновь наполняется водой.
Обычно яхтсмены используют первый способ, т.е. докование. Такой способ банально быстрее, удобнее и дешевле. Докование также называют стапельным хранением или ремонтом.
Этап 1: подготовка к докованиюВероятно самая важная часть процесса докования сводится к подготовке яхты. Правила подготовки яхты к зимовке на стапелях все те же, что и для зимовки в марине. Необходимо побеспокоиться о заблаговременной и безопасной утилизации серых и черных вод, проверить внутреннее оборудование, состояние проводки, подготовить аккумулятор.
Также необходимо провести палубные работы. Перед подъемом яхты на сушу нужно убрать паруса, бимини, спрейхуды. Дополнительно проверяются элементы стоячего и бегучего такелажа. Некоторые яхтенные издания рекомендуют снимать и бегучий такелаж, но обычно это делают перед длительной консервацией. Стоячий такелаж требует особого внимания. Следует проверить его состояние на предмет износа тросов, надежности креплений и т.д.
Перед непосредственным подъемом яхты нужно обратить внимание на состояние оборудования верфи или марины, в которой происходит подъем. Подъемные ремни, кабели и другие части конструкции подъемников должны быть в хорошем состоянии. Чтобы избежать проблем, лучше заранее уточнить условия содержания яхты.
Этап 2: как вы лодку поднимите…… Так она и проведет всю зиму. Существует несколько основных методов подъема лодки из воды:
Травеллифт – наиболее распространенный способ подъема яхты. Яхта крепится при помощи специальных ремней и поднимается из воды при помощи гидравлических лебедок.
Крановые подъемники – менее популярны, используются для извлечения крупных суперяхт и судов. Важно, чтобы подъемные ремни не повредили корпус.
Морские рельсы – используются для медленного спуска и подъема судна или яхты при помощи специального каркаса.
На большинстве верфей и марин используется травеллифт. Такой «лифт» состоит из подъемника, U-образной рамы и/или системы тросов, которая как бы «подхватывает» лодку из воды. Для безопасного и успешного подъема яхты необходимо правильно закрепить и разместить подъемные стропы. Ошибка в их положении может привести к серьезному повреждению винтов или рулевого механизма лодки.
Этап 3: финальная подготовка к зимовкеСамая важная часть подготовки к зимовке это очистка корпуса. Помимо прочего, необходимо проверить состояние всех фитингов и проверить корпус на предмет повреждений и целостности. Очистка корпуса проводится стандартными средствами. Основная цель – удаление с корпуса остатков грязи, морских отложений, водорослей и другой морской или речной живности. В качестве первого «захода» используется простая очистка корпуса водой под сильным напором. Обычно этого хватает для того, чтобы снять большую часть грязи.
Следующий этап заключается в более тщательной проверке и чистке поверхности при помощи специальных средств. На этом этапе также готовят корпус к нанесению нового слоя антиобрастающего покрытия – антифулинга.
В последние годы моющие средства для корпуса становятся все более экологичными. Компании-производители уделяют особое внимание к действующим компонентам. Это, впрочем, не значит, что покрытие чистку корпуса можно проводить без защитных средств. Химия остается химией.
Этап 4: фиксация яхты на стапеляхКогда все процедуры по очистке и подготовке яхты завершены, наступает заключительный этап докования. Яхта окончательно фиксируется на своем «парковочном» месте при помощи домкратов. Специальные поддерживающие цепи дополнительно предотвращают нежелательные сдвиги корпуса.
Рабочие верфи или марины проверяют состояние опор и всех соединительных элементов. Так и вы, и верфь будете уверены в надежности креплений и сохранности яхты. На протяжении всей зимовки уполномоченный человек должен периодически проверять состояние стапелей и яхты, натяжение домкратов.
Также важно следить за тем, чтобы яхта не изменила свой наклон из-за непогоды или ветра. Это чревато смещением центра тяжести, что потенциально может привести к падению со стапелей.
На что обратить внимание при доковании?Важен подготовительный аспект – выбирайте верфь или марину тщательно, изучите реальные отзывы. От квалификации команды будет зависеть успешность подъема и сохранность лодки. Также следует избегать использования старого и неисправного оборудования, так как это может привести к серьезным повреждения яхты.
Казалось бы, кто будет такое оборудование использовать? Недобросовестные верфи и марины, которые, увы, существуют. Старайтесь контролировать процесс подъема своей яхты, но помните о золотой середине – действительно квалифицированная и опытная команда способна самостоятельно поднять лодку на сушу.
Также уделяйте внимание мелочам и не стесняйтесь спрашивать команду по подъему все интересующие вас детали. Забота о сохранности своей яхты никогда не была зазорной.
Источник