Судьба иногда делает неожиданные повороты, которые открывают новые взгляды на предмет, в данном случае на старую шведскую яхту. Так сложилось, что я несколько месяцев был владельцем культовой яхты Hallberg Rassy 352, построенной в 1981 годуСо времен начала перестройки 90x я хорошо помню рекламу бытовой техники - «Швеция — сделано с умом...». Этот слоган вошел в память и, в общем, никогда не вызывала каких-либо сомнений в его правдивости, но время течет и ...
Мы хотели поменять нашу Beneteau на что-то более классическое и присмотрели старую шхуну, что называется «для души».. Я продал нашу любимую и хорошо оборудованную яхту буквально за один день первому же покупателю немцу. Однако сделка по шхуне не сложилась и мы к новому году остались без лодки в раздумьях о будущих планах. Эти размышления привели к решению пойти в «фермеры» и лично попробовать «священную шведскую корову», которую раньше я сам неоднократно критиковал в моих постах.
Я конечно бывал на борту новых шведских лодок и на старых лодках моих знакомых, поэтому имел некоторое представление о предмете. Естественно современные лодки принципиально другие по всем параметрам, по сравнению с лодками 70-80х годов выпуска, например яхта нашего времени HR-340 не имеет ничего общего с антикварным HR-352, о которой и пойдет речь дальше.
После долгих сомнений, я решился на центральный кокпит, размер 35 фт был оптимальный для двух человек нашего постоянного экипажа. Балласт встроенный в длинный киль, руль со скегом, винт с валом, 300 литров воды, две каюты, просторный салон и компактный камбуз, в сочетании с приемлемой ценой и большим выбором на рынке, показалось неплохим вариантом.
Всего было выпущено около 800 корпусов этой модели, с двумя небольшими модификациями — были изменены высота палубы, форма камбуза и длина мачты. Из условных минусов это двигатель Вольво, тиковая палуба и короткая стандартная мачта, но с этим надо просто смириться. Первую лодку я посмотрел в Италии, еще раз убедился, что с южным народом дел лучше не иметь.
В общем неплохая по фото и спецификации лодка оказалась просто захламленной текущим владельцем. Все конечно можно привести в порядок, отремонтировать и сделать конфетку, какими всегда и отдавал свои лодки покупателям. Но день осмотра не дал общего понимания и ощущения этой модели яхты.
Когда я залез под кормовую койку к баллеру руля и увидел там масленку, то помню это меня удивило в первый раз. Поясню этот момент, масленка находится чуть выше ватерлинии при пустой (!) лодке, когда вы загружаете запасами и топливом, масленка оказывается ниже ватерлинии (!), сделан он из цветного сплава, похожего на бронзу.
Когда я прикоснулся к масленке пальцем, она просто отвалилась… но вода не пошла из-за забитой ржавчиной трубки. Я владельца спрашиваю, вы понимаете, что лодка может в любую минуту утонуть? Размер выпученных глаз и поток непонятных слов на итальянском, показали что вроде он понял проблему. В общем итальянка осталась зимовать дальше и ждать ремонта…
Дальше смотрели лодку в Германии, он стояла в темном ангаре и смотреть было не очень удобно, но сама лодка была в приличном состоянии и имела несколько положительных моментов. Нестандартная удлиненная новая мачта и такелаж, почти новые паруса и Code-0 на закрутке, бушприт-площадка, замена заборных клапанов, замена подшипника вала и ревизия пера руля, свежая тиковая палуба, хороший автопилот и новая электроника. Масленка была на месте….
В общем все вроде адекватно и по цене мы быстро сговорились с продавцом. Весной поехали забирать лодку и перегонять на базу в Аликанте. Собрали и отправили из Испании 3 больших коробки с непромами, инструментом и прочим. Приятно удивил Fedex, нашли дату со скидкой, все удовольствие обошлось всего в 28 евро, что просто нереально в наше время, но это правда.
Лодка была уже на воде, вооруженная и стояла у причала. Хозяин приехал и другого города, очень приятный человек, мы проверили все системы, завели и попробовали мотор, все работало нормально и собственно вопросов особых не было.
Завершили сделку и стали обживаться на лодке и смотреть прогноз на выход к Кильскому каналу и далее на запад. Еще надо было установить внутренний съемный штаг и получить новый штормовой стаксель. Но на следующий день пошел сильный дождь и…. полилось ...в салон. Проблема была в тиковой палубе, швы у люков были сделаны очень узкими и герметик отошел от дерева, образовалась щели, через нее и текло. Также не были загерметизированы вантпутенсы, установленные на тиковой палубе. Следующие пару дней прошли в ремонте и более глубоком познании лодки изнутри… и это не дало большой радости, но об этом ниже.
Несколько раз выходили в море на тест, это пожалуй самые положительные моменты во всей этой истории. Лодка шла исключительно хорошо и под мотором и под парусами. Ветер был довольно свежий 15-20 узлов, короткая и неприятная балтийская волна, несли полный грот и геную, это было уже время для рифления.
Стабильная скорость около 5-6 узлов, после широкой Beneteau, крен показался несколько излишним, но и лодка эта довольно узкая. Очень плавный, можно сказать комфортный ход на волне, небольшое забрызгивание палубы в носу, но центральный кокпит и стеклянный козырек спрейхуда создавали полное ощущение надежности.
Внутри тоже все отлично, никаких скрипов, перекосов и прочего, яхта просто идет с креном и не более того. Управляется легко, поворачивает хорошо, хотя на швартовке кормой есть нюансы из-за удлиненного киля. В общем самые положительные впечатления от конструкции корпуса и ходовых качествах этой яхты.
Но вернемся к деталям, а они оказались не такими приятными, как ощущение от этой яхты в море. Если перечислить не в порядке важности, то субъективно могу отметить следующие моменты.
КонструктивКак я уже указал выше, лодка отлично ведет себя в море и имеет прочный корпус, без деформаций на ходу. Однако качество его изготовления вызвало сильное удивление.
Я понимаю что это было 40 лет назад, другие технологии и материалы, но.. такое впечатление что лодка построена шведским дедушкой в гараже. Все очень грубо приформовано и закрашено, силовые элементы похоже вытесывали топором, вероятно шведским...
ИнтерьерКормовая каюта и проход в нее по левому борту очень низкие, даже при нашем небольшом росте и комплекции. Не знаю как тут живут рослые немцы и скандинавы. Вдоль кормовой койки по бортам была установлена полка, об которую регулярно бился головой утром. Сесть на кормовой койке очень неудобно или практически невозможно, очень низко, только если голову высунуть в кормовой палубный люк.
Штурманский стол довольно большой, но бестолковый, сиденье неудобное и узкое и за спиной панель предохранителей с тумблерами. Не знаю какие специалисты его делали, но он просто неудобный, хотя эргономика существует уже много лет.
Камбуз маленький, даже по понятиям того времени, доступ в холодильник неудобный, часть камбузного стола является ступенькой на выход, это вообще за пределами моего понимания. Хотя в более поздних моделях заменили съемным трапом со ступеньками.
Салон самая удачная часть интерьера, хороший складной стол, широкие удобные диваны с подъемными спинками, все как надо.
Туалет с душем в носу от салона, небольшой и компактный с большой раковиной мойки и зеркалом. Сточный танк, который закачивается снизу, это какое-то "шведское изобретение", его еще надо осмыслить....
Откачка унитаза идет вниз сточного танка, т.е. чем выше уровень в танке, тем больше обратное давление на сам унитаз...
Оригинальная двойная дверь закрывает туалет или вход в салон, необычно, но вполне удобно.
Носовая каюта-койка очень узкая для двоих, низкий подволок палубы и еще ступенька на полу снизу.
Голову бил неоднократно, мы шутили что надо купить велосипедные шлемы для этой лодки. Но вообще общее состояние тела - постоянно сгорбленный и с наклоненной головой при движении по лодке. Только салон и место у камбуза с нормальной высотой, напоминаю что это при моем небольшом росте 174см, в кокпите картина похожая..
Рундуки в интерьере более менее нормальные, но это для прибрежного круиза, в дальнобой явно мало места и носовая каюта уходит под склад.
Качество дерева и лакировки высокое, даже на 40-летней лодке все выглядело вполне достойно. Однако есть и косяки, например использование внутренних гвоздей из черного металла, деревянная планка просто насажена на гвозди без шляпок, нет ни шурупов, ни пробок, вроде красиво, да..пока новое. Гвозди внутри дерева начинают ржаветь и появляются черные следы на дереве снаружи и потеки изнутри.
Подволок обклеен «фирменным шведским» винилом со структурой, от старости клей высыхает и винил отваливается, заменить его довольно муторная работа.
ПалубаБич всех северных старых лодок это тиковая палуба. Пока палуба новая это красиво, когда палубе немного лет, можно поддерживать в приличном состоянии. Но на старой лодке это проблема, стоимость замены палубы от 15.000 евро и больше. Многие владельцы выставляют такие свои лодки на продажу по двум причинам — старая тиковая палуба и убитый мотор Volvo.
Расположение вант-путенсов непонятно чем обусловлено, фактически посередине боковых проходов на палубе, неудобно проходить на бак и обратно. Ничто не мешало сместить их к борту или к стенке рубки.
Кокпит, несмотря на свои небольшие размеры, вполне удобен для 2 максимум 4 человек. Круговой обвес придает комфорта и приватности в северных водах, но излишен на юге и летом. А вот бимини очень низкий, выше уже гик, но можно привыкнуть.
На транце обычно ставят платформу или просто трапик для доступа к воде, это конечно не корма мейнстрима, но тоже можно привыкнуть.
Тузик подвешивают на корме на балки или кладут на палубу перед мачтой, оба варианта рабочие и были опробованы.
Мотор и оборудованиеСтандартный мотор Volvo-Penta устанавливается на большинстве шведских лодок, для меня лично это скорее минус, чем плюс. За 40 лет жизни яхты, мотор может быть родной и убитый, родной с сервисом и еще поработает, замененый 10-15 лет назад и еще есть ресурс. У нас был родной, но с небольшими моточасами и регулярным профессиональным сервисом на верфи.
Разрекламированный доступ к мотору через боковые дверцы в проходе и со стороны съемного трапа действительно удобен для текущего обслуживания мотора. Но вот если у вас что-то с валом или редуктором, тут уже придется изловчиться, чтобы туда добраться.
Топливный танк на 170 литров, встроенный в киле под мотором, это еще одна большая проблема этой модели яхты. Проблема в том, что он сварен из нержавейки и заформован в киль. Нижняя часть танка находится на уровне очень глубокого льяла — сточного колодца. Коррозия сварочных швов рано или поздно приводит к течи топлива из танка прямо в льяла, откуда откачивается помпой за борт. Можно попасть на очень большие неприятности из-за загрязнения акватории. Второй причиной течи топливного танка это жесткая посадка на камни, от удара по килю лопаются швы, это не редкость в шведских шхерах. Заменить танк очень сложно и стоит немалых денег. Вырезается палуба кокпита, снимается двигатель и танк вырезается из киля частями. Второй вариант, сбоку киля делается вырез куска обшивки и танк вынимается через это вырез в борту. Оба варианта не вызывают энтузиазма у владельца и лодку стараются продать побыстрее. На этой лодке верфь, где хранилась яхта, порекомендовала не ждать проблемы и заглушить этот танк совсем, так и было сделано на ней. Все топливные шланги переключили на второй танк под левой койкой салона, его емкость около 90 литров.
Похожая проблема может быть и с водяным танком 300 литров встроенным в киль под полом салона.
Расположение и прокладка шлангов и прочего, это отдельная песня о «шведском качестве», такого колхоза я пожалуй еще не видел. Еще раз напомню, что я понимаю что лодке 40+ лет и были другие времена и понятия, но это не оправдывает «шведских колхозников»
ЭлектрикаЭто вторая песня на ту же тему о качестве. Не будут утверждать, что все что я видел на этой лодке, сделано именно на верфи, так как было два владельца-кулибина, голландец и немец, они там тоже покопались хорошо.
У меня у же традиция, на каждой лодке начинать с выкидывания лишних шлангов и проводов. Здесь тоже выбросил немаленький моток излишков.
Проводка ужасная, провода от торшера, клеммы детские, но самое интересное что увидел, провода закрепленные степлером к стенке.
В общем перестроечный рекламный слоган для меня приобрел для меня новое звучание - «Швеция — сделано без ума»...
----------
В продолжении этой истории, когда я занимался улучшением этой яхты перед выходом из Германии, вернулся с предложением владелец шхуны на Канарах, которая не хотела продаваться. Короче я решил не мучаться и продать эту HR-352 прямо тут в Германии, тем более привел ее уже в более менее приличное ходовое состояние, но лодка «не зашла» мне по сути, кому то она будет ближе по душе.
Покупатели нашлись довольно быстро, я продал ее нашему соотечественнику «по интернету», он даже не приехал посмотреть, правда я все показал на видео и написал подробно что и как, мы так и не встретились лично. Хорошо коробки не выкинули, упаковались обратно и отправили их на Канарские острова на шхуну.
Попрощались с лодкой, которая была нашим домом некоторое время, съели по немецкой сосиске с пивом и двинулись в путь к новой любовнице, но это будет уже в другой истории…
Счастливого плавания !
Александр Морозов