«Клеопатра» - самое необычное парусное судно в миреТак полагают британцы, и действительно - Cleopatra и правда была странным судном. Ее построили с единственной целью – доставить из Египта в Англию «Иглу Клеопатры», 28-метровый 200-тонный обелиск возрастом почти в полторы тысячи лет
Самое необычное? Так полагают британцы, и что уж тут спорить, хотя можно. Но о «Поповочке» - круглой яхте вице-адмирала Андрея Александровича Попова, о «сочлененном» угольщике Connector, о «симметричном» корабле Problem, о «четырехконечном» паруснике Star рассказ отложим на завтра. А пока – да, Cleopatra и правда была странным судном.
Ее построили с единственной целью – доставить из Египта в Англию «Иглу Клеопатры», 28-метровый 200-тонный обелиск из розового гранита возрастом почти в полторы тысячи лет. Конструктивно это был стальной цилиндр длиной 92 фута и диаметром около 16 футов. Детали корпуса и обшивки были доставлены в Египет, где их «натянули» на обелиск. После этого цилиндр скатили на воду и соорудили балласт – подвесили на канатах несколько рельсов. Еще была установлена мачта, на которой поднимались грот и кливер. Зачем, если «Клеопатру» будут тащить на буксире? Но именно паруса впоследствии спасли ее от крушения…
Неудачное названиеВторой из самых необычных парусников - 20-футовая яхта Problem

Ее построили в 1848 году. По замыслу автора проекта англичанина Генри Демпстера она должна была стать прототипом большого парусника, так что все было выдержано в масштабе 1:6.
Особенностью Problem было отсутствие горизонтального киля при треугольной (в продольном сечении) форме корпуса. Прямые штевни с большим наклоном и три мачты, две из которых наклонены к горизонту, должны были обеспечить яхте отличную маневренность. И действительно, симметричная конструкция корпуса при таком парусном вооружении позволяла судну двигаться как носом, так и кормой вперед. При этом у яхты были и недостатки: очень большая осадка, рыскливость, сложности с докованием. Пробные выходы в море, однако, прошли довольно успешно. А потом…
Во время шторма яхта, стоявшая в пригороде Ньюкасла, стала биться о камни. Ее вытащили на берег и уложили на бок. Следующей ночью какие-то злоумышленники, которые впоследствии так и не были пойманы, разломали корпус, соблазнившись тяжелым свинцового балластом.
Нельзя сказать, что это так уж огорчило Генри Демпстера. К тому времени он уже настолько охладел к своему детищу, что восстанавливать яхту не стал, а о строительстве судна в 6 раз большего по размерениям, уже и думать не думал. Наверное, ему не стоило называть яхту Problem…
«Звездный» вариантв 1870-х годах английским капитаном Джоном Муди было спроектировано «принципиально непотопляемое» судно

Оперативные новости прервали наше повествование о «самых необычных» яхтах. Между тем их еще много в наших архивах.
Например, в 1870-х годах английским капитаном Джоном Муди было спроектировано «принципиально непотопляемое» судно. Обеспечить непотопляемость должна была форма в виде четырехконечной звезды.
Капитан предполагал строить на этой «базе» плавучие маяки. Размер корпуса маяка должен был быть 20 м в диаметре при осадке 3.6 м, огонь на выдвигающейся телескопической вышке находиться на высоте 18 м.. Овального сечения «лучи» корпуса могли захлестываться волнами, над водой оставалась лишь расположенная в центре палуба, обнесенная фальшбортом.
Для доказательства практичности своего проекта Джон Муди построил Star (плавсредство - самое верное определение) диаметром 12 м. За полтора года испытаний Star успешно пережила (пережил, пережило…) несколько штормов.
Конечно, под парусами она (или все же яхта?) еле двигалась, но с другой стороны – зачем скорость плавучим маякам?
Увы, ни одного полноразмерного маяка по такой схеме построено не было. Причина тому – смерть капитана. Правда, его внук, Джон Муди-младший, в 1886 году построил экспериментальную лодку для спасателей, диаметром 9 м, и даже испытал ее в 1886 году в районе Оркнейских островов, но его усилия по продвижению изобретения деда закончились неудачей.
Источник