Компания Grain de Sail готовится к строительству 100-метрового контейнеровоза под парусом. Рассказываем о планах торгового парусного судоходства.Кофе, шоколад и… паруса Grain De Sail!
Grain de Sail — французская продовольственная компания из Морле. Замысел проекта возник и был реализован в 2012 году Франсуа Лироном при финансовой поддержке Оливье Барро, предпринимателя в сфере офшорной ветроэнергетики.
Самые интересный аспект заключается в том, компания занимается выпуском шоколада и обжаркой кофейных зерен. Grain de Sail выбрала парусные суда в качестве основного средства доставки своего товара для уменьшения углеродного следа и популяризации парусов на торговом флоте.
В 2020 году компания ввела в эксплуатацию свой первый 24-метровый грузовой парусник Grain de Sail, на котором начали выполнять трансатлантические рейсы. Следующим шагом стало строительство второго судна — 52-метрового Grain de Sail II. Его эксплуатация стартовала в 2024 году.
Расширение границ и новые суда флотаИ вот, недавно Grain de Sail, пионер в сфере грузоперевозок под парусами, объявил о новом расширении круга акционеров — уже втором за 2025 год. Компания привлекает коллектив инвесторов, чтобы поддержать стремительный рост своих направлений. Речь идет о «нескольких миллионах евро», которые планируется направить на строительство новой фабрики в Дюнкерке и запуск в производство гигантского парусника.
После успешного ввода в эксплуатацию грузовых парусников Grain de Sail I и Grain de Sail II компания продолжает наращивать обороты. Grain de Sail официально объявила об увеличении капитала — средства поступят от объединения инвесторов из Бретани. Об этом говорится в опубликованном сообщении:
«Grain de Sail доказала жизнеспособность своей необычной бизнес-модели, в которой сочетаются пищевое производство (шоколад, обжарка кофе, создание рома) и безуглеродная морская логистика — компания выступает и судовладельцем, и поставщиком.
За несколько лет Grain de Sail смогла культивировать мощный бренд, опираясь на идею декарбонизации морских перевозок, что позволило ей занять ведущие позиции в крупных сетях на рынке органического шоколада и кофе. Сохраняя ежегодный рост свыше 20 %, группа усиливает свои позиции, чтобы профинансировать дальнейшее развитие, подготовку строительства нового завода в Дюнкерке и ввод в строй новых парусных грузовых судов длиной более ста метров».
Вторая фабрикаОба проекта — строительство нового судна и новой фабрики — должны стать реальностью благодаря второй по счету инвестиционной кампании (первая прошла в 2021 году).
«Группа из Морле намерена построить еще одно предприятие по переработке продуктов питания в Дюнкерке — участок уже выделен, разрешение на строительство подано и утверждено», — говорится в сообщении. На территории планируется «многофункциональный» корпус, где разместят линии по выпуску шоколада и кофе, офисы, магазин и пространство для экскурсий. До комплекса можно будет дойти пешком от центра Дюнкерка. Сдача объекта ожидается к концу 2027 года. Новая фабрика будет работать параллельно с действующим производством в Морле, открытым в 2021 году.
И третий грузовой парусникВторой важный анонс (или, скорее, подтверждение ранее намеченных планов) — начало строительства ветро-грузового судна длиной более ста метров, рассчитанного на перевозку свыше двухсот контейнеров.

Этот парусник станет проектом совершенно другого масштаба, нежели предыдущие суда компании: длиной 110 метров и с парусами площадью около 4 000 м². Grain de Sail III должен стать «крупнейшим в мире контейнеровозом, идущий под парусами».
Энергосистема судна создается как полностью автономная и экологичная: в нее войдут собственные технологии производства энергии от Grain de Sail, а также котел на пеллетах, обеспечивающий отопление и горячую воду для экипажа.
Конструкция включает выдвижные шверты — они улучшат ходовые качества на встречном ветре и уменьшают осадку при подходе к причалу. Все эти решения делают Grain de Sail III флагманом «зеленой» морской логистики и примером того, каким может быть устойчивый транспорт будущего.
Проект Neoliner Origin и долгая история постройкиЗадумка вернуть торговые суда под парус не нова. Если говорить конкретно о Neoliner Origin, то идея создать грузовое парусное судно родилась в далеком уже 2011 году. Главным вдохновителем проекта выступил Жан Зануттини — владелец компании Neoline.

Основная концепция сводилась к созданию полноценного судна, способного работать на торговых маршрутах, используя силу ветра. В отличие от полностью «зеленых» проектов, Neoliner Origin изначально задумывался как гибридное решение.
Изначально строительство планировалось поручить французской компании Neopolia, однако в конечном счете подрядчиком выступила турецкая верфь RMK в Тузле. В конечном счете, после более чем 10 лет разработки, в феврале 2024 года был заложен корпус. Еще спустя год Neoliner Origin наконец-то был спущен на воду.
Особенности Neoliner OriginКак было упомянуто выше, Neoliner Origin — гибридное судно, которое сочетает в себе и ветроэнергетику, и более традиционные двигатели. Основным направлением работы выбраны трансатлантические маршруты. В частности, Neoliner Origin должен был «обкатать» новый маршрут, соединяющий Монтуар-де-Бретань с Балтимором через Сен-Пьер и Микелон и Галифакс.

За парусную часть отвечает система Solid Sail, детище компании Chantiers de l’Atlantique. На Neoliner Origin установлено два таких жестких паруса из композита. По факту, Neoliner Origin стал одним из первых «испытательных полигонов» для Solid Sail на такого рода судах, так как сама технология была официально представлена только летом 2022 года. Другим известным «братом по парусам» стал Orient-Express Silenseas.
Что касается Neoliner Origin, то система Solid Sail используется не только для приведения судна в движение, но и для оптимизации использования топлива. Так, по данным компании-владельца, танкер потребляет в 5 раз меньше топлива, чем любое другое традиционное грузовое судно того же размера. Общая площадь парусов составляет около 3000 м2, что равносильно половине футбольного поля. Сами паруса находятся на складных 76-метровых мачтах, которые при необходимости опускаются.
Маршрут и рентабельность Neoliner OriginВесь маршрут Сен-Назер—Сен-Пьер—Микелон—Балтимор—Галифакс рассчитан на месяц пути. Этот путь Neoliner Origin проходит со средней скоростью 11 узлов, совмещая использование двигателей и парусов.
Кроме того, Neoliner Origin планировался не просто как «проект ради озеленения индустрии», но и как полноценное рентабельное судно, которое будет приносить доход. Так, танкер способен перевозить до 265 TEU (эквивалент двадцатифутовых контейнеров, то 265 контейнеров), негабаритные грузы и даже подвижные составы небольших лодок и яхт.
Несмотря на то, что Neoliner Origin находится в эксплуатации менее полугода, компания-владелец Neoline уже планирует постройку еще одного судна того же класса. Согласно заявлениям компании, спуск на воду планируется уже в 2026 году. Второй борт поможет стабилизировать регулярные морские поставки на судах с парусами по основным маршрутам Северной Атлантики.
Источник