collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: 705К «Лира»: чем была уникальна советская подлодка, опередившая своё время  (Прочитано 3725 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


История военных подводных лодок началась в XIX веке в ходе гражданской войны в США. С появлением атомного оружия субмарины и вовсе стали занимать совершенно особенное место в составе флота, так как вошли в «ядерную триаду». Впрочем, как в годы холодной войны, так и сегодня далеко не все атомные подводные лодки предназначены для размещения ядерного оружия. Часть субмарин все также создается в первую очередь для борьбы с вражескими кораблями. Одной из самых интересных отечественных разработок в этой области можно считать 705К «Лира».

Проект подводных лодок-охотниц 705К «Лира» по праву считается одним из самых интересных проектов Советского Союза времен холодной войны. Субмарины получившиеся в классификации НАТО обозначение «Alfa» разрабатывались в СССР для поиска и уничтожения других субмарин. В этой непростой задаче «Лире» должно было помогать множество инструментов: скорость и маневренность, небольшие габариты, передовое оборудование и, конечно же, подходящее вооружение. При простоте заявленных задач «Лира» была подлодкой, по-настоящему обогнавшей свое время.



До сих пор 705К «Лира» остается единственной в истории атомной субмариной, использовавшей реактор с жидкометаллическим теплоносителем РЖМТ ОК-550 мощностью 155 МВт. Благодаря ему, а также очень небольшому размеру (подводное водоизмещение составляло всего 3 180 тонн), субмарина могла разгоняться в подводном состоянии до 41 узла (76 км/ч). Это делало «Лиру» второй подлодкой по скорости движения в мире. Быстрее ее была только советская «золотая рыбка» К-222 проекта 661 «Анчар» разгонявшаяся под водой до 44.7 узлов. Высокая скорость и маневренность «Лиры» позволяли ей преследовать почти любые цели, эффективно маневрировать от торпедных атак и быстро уходить от преследования.

Другой важной особенностью проекта 705К была высокая степень автоматизации подводной лодки. Благодаря этому удалось сократить экипаж субмарины с «традиционных» 100-120 моряков до 16-32. При этом лодка имела полноценный набор вооружения субмарины-истребителя: 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65. Также подлодка могла нести мины ПМР-1 и ПМР-2. Во время разработки «Лира» казалась весьма перспективным направлением развития подводного флота. Однако, у субмарины были и недостатки…



Из-за большого количества автоматики «Лира» оказалась слишком дорогой и сложной для своего времени не только в строительстве, но и в обслуживании. Хотя за 20 лет эксплуатации на борту случился только один инцидент, проблемы с высокотехнологичным агрегатами и устройствами на 705-ой возникали постоянно. Страдал и экипаж субмарины, удобство которого в погоне за небольшими габаритами пришлось ограничить еще больше, даже несмотря на сокращение общей численности людей на борту. Сокращение числа рабочих рук также затрудняло ремонт и обслуживание «Лиры». Наконец, на высоких скоростях подлодка теряла всякую скрытность из-за повышенного уровня шума. Аналогичная проблема была и у субмарины проекта 661 «Анчар». По результатам эксплуатации проект «Лира» получил неоднозначные оценки. Из состава флота уникальная субмарина была выведена в 1990 году.



Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic На Карибах нашли сокровища затонувшего 300 лет назад корабля «Сан-Хосе»
[Машинный телеграф]
microchaos
01.09.2025, 14:02:21
topic На Балеарских островах обнаружили смертельно опасную медузу
[Машинный телеграф]
microchaos
01.09.2025, 13:48:21
topic Мыслить на грани и не утонуть:отрывок из книги «Теория одиночного мореплавателя»
[Почитать]
microchaos
01.09.2025, 13:04:48
topic Формирование и дрейф континентов
[Погода]
Fermer
31.08.2025, 16:07:50
topic Ошибка Ломоносова: первая русская полярная экспедиция
[История]
microchaos
28.08.2025, 18:34:40
topic Закатный грув: как яхт-року удается держаться на плаву уже полвека
[Машинный телеграф]
microchaos
25.08.2025, 18:37:33
topic Выдающийся русский дореволюционный флот
[История]
microchaos
25.08.2025, 18:06:59
topic Как полюбить Сортавалу всего за пару дней
[География]
microchaos
19.08.2025, 12:53:55
topic Остановись, мгновение!
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
microchaos
19.08.2025, 01:21:26
topic Вагонетки с парусами курсировали на Фолклендских островах в 1920-х годах
[История]
microchaos
19.08.2025, 00:49:17
topic Стационарная модель Солнечной системы
[Погода]
Fermer
18.08.2025, 08:11:14
topic Коварные пески Гудвина: невидимый убийца кораблей
[География]
microchaos
13.08.2025, 22:50:04

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
3025 Сообщений
grebenshch
939 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 349
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Сентябрь 2025
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 [3] 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal