collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Какая техника может спасти вам жизнь на борту?  (Прочитано 1661 раз)

Оффлайн microchaos

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля


Падение за борт является одним из самых опасных происшествий на яхте. Рассказываем о средствах, в случае MOB.

Не самое веселое начало…

Начнем не с самого позитивного. Выпадение за борт порой заканчивается отчетом Береговой охраны следующего толка: «Поиски были завершены из-за ухудшения погодных условий и темноты». Это суровая правда, о которой многие предпочитают не думать.

Подобная история случилась с 33-летним Дагом Эресундом. Мужчина в прошлом году принимал участие в Атлантическом ралли для круизеров ARC Rally 2024. Даг присоединился к одной из команд и намеревался пройти весь путь с Канарских островов до Карибского моря.

Однако судьба распорядилась иначе: в 2 часа утра 2 декабря Даг выпал за борт. Самое страшное, что на нем был и спасжилет, и устройство слежение, но спасательной команде не удалось найти мужчину. Он был объявлен мертвым.

Шансы на выживание сомнительны

Представитель Немецкой ассоциации спасателей на море, Антке Реемтс, говорит: «По сути, падение за борт это билет в один конец». И хотя это утверждение не является абсолютным, правда в этих словах есть. Лучший вариант избежать худшего сценария и на раллийной, и на круизной яхте — не допустить выпадение человека за борт.

Случай с Дагом доказывает, что поиски человека в море являются чрезвычайно сложным заданием даже для самых опытных спасателей. Кроме того, те счастливые случаи, когда людей удавалось найти, обычно сопряжены со сложностями во время спасательной операции.

Почему Дага не нашли, хотя, казалось бы, на нем был и спасжилет, и устройство слежения? Ответа пока нет, расследование продолжается. Реемтс говорит: «По нашему опыту [Немецкой ассоциации спасателей], многие яхтсмены и моряки ожидают, что электронные устройства и современные приборы могут решить все проблемы в море».

В жизни же дела обстоят чуть сложнее. Давайте вспомним об основном спасательном оборудовании, которое стоит иметь на борту в любом случае.

Базовые спасательные и визуальные средства

Вспомним о хорошо известном оборудовании. Наличие на борту общих и индивидуальных средств оповещения кратно повышает осведомленность на воде. На борту необходимо иметь сигнальные ракеты, а также приборы для акустических сигналов: свистки, горны, туманные горны.

Наличие УКВ-станций, в том числе мобильных, также будет преимуществом. Спасательные маяки AIS-MOB передают данные GPS-координат пострадавшего. Аварийный радиомаяк EPIRB может использоваться для передачи сигналов бедствия в координационные центры береговой охраны. Персональная версия EPIRB также называется PLB.

Важно уточнить: вышеперечисленные устройства являются базовыми, то есть такими, наличие которых на борту либо рекомендуется спасателями, либо жестко предписано такими конвенциями, как COLREGS. Да, справедливости ради стоит сказать, что наличие PLB не предписывается для яхт длиной менее 12 м в обязательном порядке, однако наличие такого оборудования рекомендуется.

Некоторые списки оборудования
Вот реальный перечень необходимого оборудования, если ссылаться на французское (Division 240) и испанское (Orden FOM/1144) законодательство:

Яхты и лодки до 11 м (прибрежная зона D до 6 миль) —  парашютные ракеты, 1 оранжевый дымовой буй; водонепроницаемый фонарь или плавающая «лампа-молния»; свисток ≥ 100 дБ (можно ручной рожок); переносная VHF-DSC (обязательно при удалении > 3 миль); индивидуальные световые огни (clip-on) для каждого члена экипажа; AIS-MOB и/или PLB – рекомендовано.
Яхты и лодки до 15 м (зона С 6-60 миль) — 6 парашютных ракет, 4 ручных фаера, 2 дымовых буя, световой буй длительного горения (> 2 ч), свисток и туманный горн, стационарная VHF-DSC класса D + переносная резервная;  EPIRB 406 МГц (автоматическое отделение) или зарегистрированный PLB; по одному AIS-MOB на каждого члена экипажа (рекомендуется, во Франции — эквивалентно AIS-SART), плот ISO 9650-1 (тип < 24 ч)
Яхты до 20 м (зона С — оффшор) — все, что в категории 2, плюс: дублированный источник энергии радиостанций (аварийный аккумулятор); радар-рефлектор постоянного типа; запасные батареи для VHF и сигнальных огней; средство подачи длинного звукового сигнала (стационарный туманный горн); аварийный рулевой прибор (или план действий).
Как видим, наличие оборудование AIS-MOB на борту рекомендуется даже для яхт и лодок до 11 м. Да, рекомендация это не четкое указание, в отличие от тех же сигнальных ракет или спасательных плотов, но наличие таких устройств на борту может сильно повысить шансы на выживание.

Опять-таки, фактические требования могут отличаться в зависимости от страны. Поэтому перед выходом в море стоит свериться с актуальными нормами вашего флага и береговой охраны порта приписки.

Самый надежный способ не выпасть за борт
Самым надежным способом остаться на палубе все еще остается страховочный трос. Для того, чтобы воспользоваться этим методом, достаточно прикрепить один конец страховочного троса к лееру, а другой — к спасжилету.

Естественно, перед использованием необходимо проверить состояние троса и его длину. Слишком длинный трос будет вас буквально тянут за лодкой в случае выпадения за борт, что чревато травмами, а слишком короткий не даст необходимой свободы движения на палубе.

Смартфон: не только друг, но и спасатель

Одним из самых простых и бесплатных цифровых инструментов для спасения является приложение SafeTrx для смартфонов под управлением iOS и Android. Оно создано по заказу Ирландской морской спасательной службы и предоставляется бесплатно. SafeTrx рекомендуется к использованию многими организациями, включая Немецкую морскую спасательную службу.

Для использованию программы по назначению необходимо предпринять действия до начала выхода в море. Нужно занести в SafeTrx план перехода и время прибытия. Если вы опаздываете и не подаете никаких обновлений своего путешествия программе, то SafeTrx поднимает тревогу и отправит последние известные смартфону координаты вашему контактному лицу или спасателям.

Из минусов: дальность связи. SafeTrx отлично подойдет для прибрежных яхтсменов, которые путешествуют вдоль покрытия вышек сотовой связи. Так как программа работает только на смартфоне, то и дальность «пробития» напрямую зависит от удаленности вышки связи, высоты антенны, волн или наличия на борту спутникового Интернета. На момент отсутствия связи приложение использует план маршрута для подсчета времени и даты ожидаемого прибытия. Однако что делать, если смартфон вместе с человеком выпал за борт?

Ограничения AIS-передатчиков

AIS-MOB — система, на которую полагается огромное количество яхтсменов. Функционал системы AIS прост, устройства работают двумя способами. Во-первых, они используют радиочастоту AIS; во-вторых, на радиостанциях с поддержкой DSC можно активировать сигнал тревоги DSC.

Автор оригинальной статьи пишет: «Передатчикам AIS на заводе присваивается уникальный номер MMSI, который они используют для передачи данных в систему AIS и который позволяет однозначно идентифицировать их как устройство MOB в системах AIS. Это означает, что при срабатывании все принимающие станции немедленно узнают о ситуации с человеком за бортом. На соответствующем участке карты плоттера появляется небольшая пиктограмма: красный круг с красным крестом. Однако неясно, заметят ли ее все».

Более того, вероятнее всего, что далеко не все таки заметят этот сигнал и еще ниже вероятность, что на него кто-то быстро среагирует, особенно если выпадение за борт произошло достаточно далеко от судна, принимающего сигнал. Передатчики AIS-MOB могут активироваться вручную или автоматически — некоторые модели требуют осознанного включения устройства, другие же активируются при попадании в воду самостоятельно.

Как и в случае с радиосвязью, дальность передачи зависит от высоты расположения передающей станции и мощности передачи. Оптимальная дальность составляет 20–25 миль. При сильном волнении дальность передачи значительно сокращается, если человек находится в между высоких волн. Поэтому передача сигналов AIS происходит каждую минуту со случайным интервалом в 8 секунд, что позволяет передавать данные даже на гребне волны.

Виды систем AIS

Для автоматической идентификационной системы существует несколько типов передатчиков. Чаще всего упоминают класс A, обязательный для коммерческих судов, и класс B, предназначенный для маломерных яхт и катеров без такой обязанности.

Помимо них работают береговые базовые станции, навигационные AtoN-трансиверы, устанавливаемые на буях и створах, а также специальные модули для поисково-спасательной авиации.

В Европе с 2022 года действует новый класс M, и именно он кардинально меняет правила для индивидуальных AIS-MOB маяков: с 2025 года многие старые модели окажутся несовместимыми в ряде стран ЕС. Введение класса M призвано убрать помехи от иных маяков вроде отметок рыболовных сетей, поэтому каналы AIS 1 и AIS 2 останутся открытыми лишь для DSC-MOB устройств класса M и оборудования AtoN.

При этом для яхтсменов-одиночек в океане даже современный AIS-транспондер не панацея: если поблизости нет судов с приемниками, сигнал попросту некому принять.

Личные аварийные маяки

Наряду с AIS-MOB широкое распространение получили персональные маяки PLB, по сути уменьшенная версия EPIRB. Эти устройства работают через спутники на частотах 406 МГц и 121,5 МГц, передавая сообщение «человек за бортом». Сигнал 406 МГц поступает в координационный центр поиска и спасения MRCC, а на 121,5 МГц отправляется «хоминг»-импульс, который позволяет прибывающему вертолету или самолету точнее запеленговать пострадавшего.

В отличие от AIS-MOB, обычный PLB не виден судам поблизости: тревога сразу уходит на береговые центры, откуда запускается вся спасательная цепочка. Поскольку оповещение идет исключительно через спутник, PLB почти всегда активируют вручную, чтобы избежать ложных срабатываний. Минус очевиден: потерявший сознание человек не сможет включить прибор.

Однако не все так просто с регистрацией PLB. В большинстве морских держав — от Великобритании и США до Франции, Италии, Австралии и Новой Зеландии — ручные спутниковые маяки (PLB) допускается регистрировать на человека. Владелец вносит личные данные, контакты для тревожного звонка и, при желании, сведения о яхте и маршрутах.

При срабатывании центр поиска мгновенно видит карточку владельца и запускает спасательную цепочку. Лишь отдельные администрации, например Германия, пока требуют оформлять PLB как судовой EPIRB, привязывая его к MMSI яхты; чтобы получить именно «персональный» статус, немецким яхтсменам приходится регистрировать маяк в иностранном реестре (UK, NOAA и др.). Таким образом, персональная регистрация PLB стала мировой нормой, и лишь немногие страны еще не адаптировали свои базы данных под эту практику.

Гибридные маяки

Современные аварийные маяки, такие как Ocean Signal PLB 3, совмещают классическую функцию персонального спутникового передатчика с AIS-MOB. Установив прибор в надувной спасжилет, можно настроить его на автоматическое срабатывание при падении за борт.

Дополнительно модель уже оснащена сервисом RLS (Return Link Service) — двусторонней связью: после отправки сигнала светодиод подтверждает, что сообщение принято и спасательная цепочка запущена. Для получения одобрения по новому стандарту класса M AIS-MOB-устройству требуется встроенный DSC-приемник, как у easy2-MOB от Weatherdock.

Комбинация спутникового канала и AIS позволяет одновременно активировать службы MRCC и оповестить все суда в радиусе действия системы AIS.

Сила привычки

«Все, в конце концов, вопрос привычки», — убеждена инструктор по парусному спорту Мара Запп. По ее словам, владелец яхты, который регулярно выходит в море с командой, не должен экономить на безопасности. Многие стараются не думать о спасательном оборудовании, однако, уверена Запп, со временем к нему привыкаешь так же, как к ремню в машине.

Привычка начинается с самых простых вещей, например со спасжилета. Статистика по аварийному оснащению редка, но еще в 2010-м профильная ассоциация FSR опубликовала опрос: более 90 % немецких парусников имели спасжилеты и другое обязательное снаряжение. Другое дело, надевает ли экипаж их постоянно.

Показательная трагедия произошла в сентябре 2015 года у Варнемюнде. При выборке парусов на мачте с яхты Desdemona за борт вылетел член экипажа. В полдень стояла умеренная погода, волна около метра, море никак не назовешь штормовым. Вероятно, именно поэтому 42-летний мужчина вышел на палубу без жилета.

Поднять его сразу не удалось, он утонул. Случай заставил Федеральное бюро расследований морских происшествий призвать к законодательно обязательному комплекту спасжилетов и их обязательному ношению, но до изменений в правилах дело пока так и не дошло.

Не снаряжением единым

Опасность падения в воду недооценивать нельзя. Температура моря всегда ниже температуры тела, остываешь стремительно, а мокрая парусная одежда расходует силы втрое быстрее и при нагрузке тянет человека вниз.

Выживание зависит от правильного набора элементов: спасжилет, быстрая фиксация координат, четко работающая схема подъема на палубу. Полезный прием: сразу заложить резкий поворот, чтобы на картплоттере осталась отметка точки происшествия. Электронику можно дополнить кнопками MOB, которые автоматически пишут координаты.

Стоит помнить: обычная MOB-кнопка фиксирует лишь место нажатия, но через пару минут человек окажется далеко. Актуальную позицию тонущего экипажа в режиме реального времени покажет лишь персональный AIS-MOB маяк, сигнал которого видно прямо на навигационном дисплее.

Вместо заключения

В конечном счете, вручить яхтсмену сертификат о «100% безопасности на борту» возможно только в случае, если яхтсмен остается дома, а лодка — в марине. И это не зависит от количества спасательного оборудования на борту или скорости реакции по одной простой причине: море непредсказуемо.

Именно по этой причине стоит все-таки иметь на борту все необходимое. Начинайте с базовых средств, изучите требования береговой охраны и порта приписки, затем постепенно дополняйте набор этого оборудования. Самое главное — используйте это оборудование. Наличие в трюме десяти новых спасжилетов не спасет, если на палубе никто их не носит. И помните о том, что выпадение за борт проще предупредить, чем пытаться найти человека в открытом море.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Morphéis: GPS-буй для защиты яхт в ночное время
[Полезные вещи]
microchaos
29.07.2025, 21:17:25
topic Музею Федора Конюхова в Москве быть!
[Машинный телеграф]
microchaos
29.07.2025, 21:10:45
topic Рецепт идеального уикенда: отдых под парусом в яхт-клубах Burevestnik Group
[Куда пойти учиться]
microchaos
29.07.2025, 20:58:40
topic Какая техника может спасти вам жизнь на борту?
[Полезные вещи]
microchaos
28.07.2025, 01:26:54
topic Ocean Race Europe определился с маршрутом и не только
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
microchaos
28.07.2025, 01:18:01
topic Rolex Fastnet Race - старт юбилейной 100-й. регаты
[Видео]
bigbird
26.07.2025, 14:58:32
topic В Архангельске стартовала самая северная регата в России
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
microchaos
25.07.2025, 00:31:55
topic Гонки парусных яхт в честь Дня ВМФ 2025
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
microchaos
25.07.2025, 00:28:58
topic «Найти такое во взрослой жизни — это как найти клад»
[Машинный телеграф]
microchaos
24.07.2025, 01:29:49
topic В Германии представлено гибридное грузовое судно Blue Marlin
[Новинки]
microchaos
24.07.2025, 00:48:29
topic От пиратских кладов до утраченных полотен: история пяти затонувших судов
[История]
microchaos
22.07.2025, 00:33:48
topic Сокровища «Гросвенора»
[История]
microchaos
19.07.2025, 20:18:04

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
3025 Сообщений
grebenshch
939 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 327
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Июль 2025
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 [31]

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal