Новости о подвижках на рынке яхтостроения приходят не только из Европы, как например недавно сменила курс Elan Yachts , но и с другой стороны Атлантики, видимо процессы эти глобальные.15 октября 2025 года, один из крупнейших американских яхтенных производителей, Catalina Yachts объявила о приостановки своего производства из-за финансовых проблем, принятые заказы будут вероятно выполнены или отложены. Ну в общем кажется, что это обычная новость наших дней, но это только верхушка айсберга, есть и другие участники этого представления.
Есть такой американский предприниматель Michael Reardon, который видимо себя считает таким "Маском" в яхтостроении, так чем же он знаменит ?
В 2019 году он заявил о начале строительства 80-футового композитного катамарана с водородными двигателями, полностью автономного и независимого от ископаемого топлива. Водород должен был производиться на борту судна, с помощью патентованного танка, генератора водорода, батарей BMW i3 и солнечных панелей, ну и естественно с использованием "космических технологий" от NASA. В его презентации было все нужное: передовые технологии, экологическая ответственность, престижные партнеры и харизматичный лидер, который разбирался как в технических деталях, так и в видении общей картины. Была создана верфь Daedalus Yacht, набран персонал, поставщикам было заказано оборудование и материалы, и работы начались. Власти штата North Carolina выдали ему грант на 500т долларов для создания 56 рабочих мест на его дочерней компании Hermes Marine, которая должна была производить 32-футовые инновационные моторные катера, но производство так и не началось.
Спуск катамарана был запланирован на декабрь 2020 года, но... что-то пошло не так.. Ни один катамаран не был продан. Сейчас 6 лет спустя, здание верфи продается вместе с недостроенным катамараном и понятно, что без водородного двигателя и систем. Где все те известные партнеры ? Где инвесторы и заказчики ? Куда делись средства и чьи они ? Где те патентованные и одобренные регистром технологии ? Слишком много вопросов...
Но у Michael Reardon были и еще следы его бурной деятельности. Ранее он принимал участие в производстве скоростных парусных катамаранов Gunboat, которое после известного переворота одного из катамаранов, обанкротилось и закрыло производство в городе Wanchese в 2015 году.
Michael Reardon собирался перезапустить производство в другом штате, в городе Annapolis, но компания была выкуплена европейским владельцем и сейчас катамараны производятся в Европе. "Народу" он рассказывал, что он основал компанию в Европе и там производит катамараны, но это не так.
В мае 2025 года владельцы Catalina Yachts продают верфь этому товарищу Michael Reardon с отсрочкой части платежа в 1 мил. долларов. Почему владельцы Catalina Yachts, семья Butler, решили продать свою верфь, у которой дела шли очень неплохо ? Почему именно этому покупателю и были ли другие покупатели ? Знали ли они об "кредитной истории" этого покупателя ? Куда делись депозиты заказчиков яхт ? Это все темная сторона сделки.
В августе 2025 года Michael Reardon приобретает производителей Tartan, Freedom и AMP Spars, по сути, без предоплаты. Это вероятно говорит о том, что у Reardon не было капитала, или что продавцы были в отчаянном состоянии, либо сразу по этим двум причинам.
Рабочие верфи Tartan Yachts были уволены и покупатель перестал платить текущие расходы. Через месяц после покупки Catalina Yachts, покупатель также перестал оплачивать все счета.
Вот как писала "восторженная пресса" : "Генеральный директор Daedalus создает крупнейшую в Америке сеть по производству прогулочных лодок путем приобретения верфей"
Похоже это уже становится определенным стилем в "стиле Трампа" делать деньги из воздуха или другими словами откровенное мошеничество, прикрываемое законом о банкротстве. Инновационная идея, красивая презентация, солидные партнеры, хвалебная пресса от продажных журналистов, а на входе..пшик.. Ничего не напоминает ?
Американская, да и европейская яхтостроительная сфера чувствует себя "не очень" уже давно, "ковид" конечно дал некоторый толчок отложенного спроса, но и его хватило всего на пару лет, а воз и ныне там, но нашлись люди, умеющие снять навар, даже с прокисших щей...
А в общем конечно жалко эти и многие другие старые семейные компании, которые создавали яхты и наверно деньги для них не были самым важным параметром, но все пошло под нож барыг.. Некоторые еще держатся, но надолго ли ? Вспомним некоторых, которых уже нет или еще на плаву: Catalina, Tartan, Hinckley, Hunter, Nauticat, CR, C&C, Malo, Bowman, Victoria, Finnsailer, MacGregor, Island Packet, Sabre, Tayana, Valiant и многие, многие другие...
Такие времена...
Источник