Если вы уже знакомы с яхтенным туризмом, и решили попробовать принять участие в парусных соревнованиях
yachting_rus , не имея гоночного опыта - то, надеюсь, эта небольшая статья поможет вам определить наиболее близкое к вашим навыкам и темпераменту место в гоночной команде на крейсерской гоночной яхте. Это ни в коем случае не исчерпывающее описание действий в каждой роли, но, надеюсь, оно даст примерное представление о том, что ожидается от каждого члена команды.
Баковый/мачтовый Идеальные баковые получаются из виндсерфингистов, гимнастов, скалолазов и прочих парашютистов.
Баковый должен быть в хорошей физической форме, достаточно легким и координированым. Самые главные обязанности бакового - постановка и уборка дополнительных парусов (спинакера, генакера или “код зеро”), а также работа с ними при повороте фордевинд. Эти действия в тренированной команде занимают всего несколько секунд, но именно от этих нескольких секунд иногда зависит, удастся ли яхте увеличить отрыв от соперников, или, наоборот: достать замешкавшихся на знаке конкурентов. В матч-рейсе, где яхты на полном курсе постоянно атакуют друг друга, стараясь перекрыть ветер, от работы бакового часто зависит судьба всего матча.
Бак - опасное и мокрое место. На баке больших гоночных яхт баковому бывает нужно карабкаться по снастям до клюва спинакер-гика, чтобы отцепить шкотовый карабин. Ошибка пианиста и шкотовых - и можно получить по голове спинакер-гиком. Бак - не место для нерешительных, плохо координированных и медленных. От бакового ожидается способность быстро думать, быстро принимать решения, слушать команды и воздерживаться от споров и руководства шкотовыми. Сдержанность - важное качество бакового: команды в хорошем экипаже идут из кокпита на бак, не наоборот!
Мачтовый - это, фактически, второй баковый - он также работает на баке, но концентрируется на задачах в районе мачты. Мачтовые обычно выбирают фалы при постановках, в то время как баковый помогает парусу выйти из кисы или следит за тем чтобы парус нормально поднимался по ликпазу. Баковый и мачтовый должны при формировании новой команды четко распределить задачи между собой и быть готовым прийти друг другу на помощь если что-то идет не так.
Старт На старте флота место бакового - у штага. Баковый берет стартовые створы знака и судейского судна, и во время предстартовой процедуры жестами сообщает рулевому расстояние до линии. Поскольку баковый на носу и не слышит-не видит таймера в кокпите, желательно чтобы он тоже брал свой собственный предстартовый отсчет. Рука вытянутая вправо - показывает что до линии еще есть место и можно приводиться. Вращением руки по часовой баковый может подсказывать рулевому что пора уже наконец разгоняться и впереди все свободно. Пальцами баковый показывает расстояние до линии - 3 пальца - три корпуса и т.д. Рука сжатая в кулак - вы на стартовой линии. В предстартовом замесе четкие и уверенные показания бакового иногда бывают единственным на что ориентируется рулевой в последние секунды перед стартом.
В матч-рейсе, особенно во время предстартовой процедуры и при огибании знаков очень важным моментом работы бакового является отслеживание связанности яхт. Открытая ладонь - яхты не связаны. Сжатый кулак - связаны.
Видео-иллюстрация с Monsoon Cup:
VIDEO Жесты: 00:11:46 до 00:12:20
Лавировка Баковый сидит на откренке первым, и к нему первому приходит чистый ветер. В задачи бакового входит обязательное отслеживание порывов ветра и штилевых пятен. В идеале баковый должен уметь предугадывать время наступления порыва и сообщать в кокпит примерно так: “Порыв через 5....4....3....2....1 Порыв!” Если рулевой сидит с подветра, баковый предупреждает рулевого об изменениях в тактической обстановке спереди и с наветра: “номер четыре готовится к повороту, номер 3 тоже .... 4й повернул, третий стоит!”
Если рулевой тоже сидит на откренке, ему могут быть не видны детали происходящего прямо по курсу и чуть чуть с наветра - не стесняйтесь информировать его о происходящем. Если погода позволяет убрать вес с откренки, баковый может быть призван “пианистом” для помощи в переборке спинакера. (Если баковых двое, это могут делать мачтовый и пианист)
При повороте баковый помогает переносить геную на другой борт, придерживает шкотовый угол, если шкотовые запаздывают с добиранием шкотов и поправляет “юбку” генуи.
Полные курсы При приближении к знаку баковый готовит к постановке спинакер или генакер. Важно понимать, как будет происходить постановка, будет ли на знаке делаться поворот фордевинд. Если постановка на уваливании, то спинакер-гик устанавливается на место еще перед знаком, если постановка с поворотом фордевинд, то во время поворота ставится спинакер, а затем спинакер гик. При неопытной команде шкипер может принять решение ставить спинакер после поворота фордевинд по штатному - сначала рею, потом спинакер. В этом случае спинакер-киса пристегивается на другой борт.Все эти нюансы очень важно понимать и учитывать заранее.
Не менее важно не допустить ошибок при пристегивании снастей к спинакеру и спинакер-гику. Один перепутаный шкот - и постановка может быть сильно задержана.
Во время постановки баковый следит чтобы парус свободно выходил из кисы не цепляясь. В случае если спинакер перекручивается “восьмеркой”, с которой не могут справиться шкотовые, в обязанности бакового входит быстро устранить неисправность, как только пианист чуть отпустит фал.
При уборке баковый отвечает за то чтобы спинакер был убран быстро и не в воду, если есть мачтовый матрос то уборка спинакера может быть поручена ему, пока баковый майнает спинакер-гик. Крайне важно чтобы спинакер гик был убран под стаксель шкоты, чтобы при постановке/раскрутке стакселя спинакер гик не попал сверху шкотов, или оказался запутаным в них. Это может кончится поломками!
На полных курсах баковый следит за дифферентом лодки, не слоняясь бесцельно по баку и вовремя возвращаясь в кокпит при необходимости разгрузить нос. Также баковый следит за порывами и предупреждает рулевого и шкотового о приближающихся усилениях.
Пианист Пианист, он же фаловый, он же питмен отвечает за работу с фалами и шкотами, выведенными на “пианино” - ряд стопоров на рубке. Также в обязанности пианиста входит подготовка дополнительных парусов и переборка спинакера. Пианист - человек от которого требуется полнейшее хладнокровие и способность быстро реагировать на приходящую информацию со всех сторон. Основная работа пианиста не видна - она теряется за эффектными танцами бакового вокруг спинакер гика и интенсивной физической работой шкотовых. Тем не менее, это очень важное место, требующее понимания сути работы как баковых, так и шкотовых.
Лавировка На старте пианист единственный кто свободен от интенсивной работы - поэтому обычно пианист ведет стартовый отсчёт. Также пианист единственный кто может посмотреть назад, и предупреждает рулевого о яхтах приближающихся с кормы как с наветра, так и с подветра.
На лавировке пианист работает на фалах, канингхеме, грота-шкоте, и оттяжках барбера по запросу шкотовых, если возможно не покидая своего места на откренке. В идеале пианист должен хорошо понимать зачем он делает то или иное действие, и без напоминаний добирать после приведения грота-шкот и грота-фал до заранее промаркированных положений.
Полные курсы При постановке спинакера пианист освобождает оттяжки и топененат спинакер гика, затем добирает фал и топенант спинакер-гика. Травится грота-шкот и грота фал, чтобы сделать грот более пузатым. Закручивается или убирается стаксель.
При несении спинакера пианист постоянно работает на оттяжке и топенанте спинакер гика, сообразуясь с силой ветра и взаимным положением шкотовых углов спинакера. Хороший пианист слушает происходящее в кокпите, и без команды травит и добирает оттяжку спинакер-гика при движении спинакер-гика вперед или назад. В матч-рейсовой дуэли очень важно сохранять полной хладнокровие и следить за происходящим на баке: для бакового нет ничего хуже во время экстренного поворота фордевинд обнаружить что оттяжка спинакер гика или топенант затянуты втугую.
Если в процессе поворота фордевинд требуется перенос брасов на лебедках, пианист помогает шкотовым. Если для спинакер-шкота занимается лебедка на пианино, пианист по требованию шкотовых работает на этой лебедке. Пианист также помогает шкотовым переносить шкоты с одной лебедки на другую по необходимости.
При уборке пианист сначала раскручивает или ставит вместе с баковыми стаксель. Затем убеждается, что спинакер фал свободен и не перепутан и спинакер может быть убран быстро. По команде “убрать спинакер” пианист отдает фал и следит за тем чтобы он уходил с нужной скоростью, в зависимости от силы ветра и манеры исполнения маневра. Если спинакер убирается в входной люк, то пианист принимает угол спинакера у мачтового и убирает спинакер вниз, в каюту. Если уборка идет через носовой люк, ( как например на Farr 30), то пианист отдает фал одному из шкотовых и принимает спинакер внизу.
После уборки пианист сначала настраивает фалы и шкоты на лавировку, затем отправляется перепаковывать спинакер.
Шкотовые ("триммер" и "тейлер") Очень часто роль шкотовых недооценивают, а зря. Шкотовые - это “двигатель” яхты, сердце экипажа, без них гонка была бы невозможна. Шкотовые делают огромное количество физической работы, перенося стаксель с борта на борт, а при работе со спинакером - спинакер-шкотовый становится самым важный человек на яхте, информацию от которого слушают все.
Из двух шкотовых наиболее опытный обычно выступает в роли “триммера”, или “настройщика”. Ему поручается настройка стакселя на лавировке, а также работа на спинакер-шкоте. “Грайндер” или “тейлер” - обычно обеспечивает необходимую силовую поддержку при поворотах, а также несет спинакер-брас.
Старт и лавировка На старте триммер - это “педаль газа” яхты. Он слушает команды рулевого, по требованию добирая вместе с вторым шкотовым (“грайндером”) или притравливая стаксель. У шкотового мало шансов посмотреть по сторонам, тем не менее обычно в обязанности триммера входит предупреждать рулевого о яхтах с подветра спереди, так как они полностью закрыты от рулевого парусами. Хороший триммер должен понимать действия рулевого на старте и предугадывать моменты когда яхта должна остановиться, или наоборот набрать скорость.
В матч-рейсе, да и при сложном предстартовом маневрировании в гонках флота важно, чтобы шкотовые умели развернуть яхту, потерявшую ход, задерживая геную на наветренном борту.
На лавировке от стаксель-шкотовых зависит гладкость поворотов и скорость на выходе из них. Работа рулевого, гика-шкотового и стаксель-шкотовых должна быть хорошо синхронизирована, все должно делаться во время, без задержек, но и не слишком рано. Триммер отвечает за то, чтобы в нужный момент отпустить наветренный стаксель-шкот и добрать стаксель в требующемся темпе и в нужном количестве. Опытный стаксель-шкотовый сам, без напоминаний, будет следить за положением стаксель-шкота и оттяжки Барбера.
Грайндер отвечает за то, чтобы быстро выбрать слабину подветренного шкота и приготовить освободившуюся лебедку к новому повороту.
Полные курсы При постановке шкотовые вежливо наблюдают творящийся впереди балет, не забывая раздергивать спинакер по нижней шкаторине, чтобы избежать “лифчиков” и не наполняя спинакер до его полной постановки. Лучший способ испортить день пианиста и мачтового - начать нести спинакер когда до марки на фале еще метра три. Наполнившийся спинакер будет тянуть за фал с такой силой, что придется добирать его лебедкой, что крайне медленно, нижний край спинакера может начать черпать воду... в общем, у всех будет повод понервничать.
Но вот спинакер поставлен - и все внимание кокпита обращается на спинакер-шкотового. Он информирует рулевого о том есть ли на шкоте тяга; рулевой маневрирует так, чтобы оптимизировать скорость и тягу на спинакере. При приведении яхты рея (спинакер-гик) идет вперед - брас травится и пианист подбирает оттяжку. При уваливании - наоборот, рея должна уходить назад, выводя спинакер из ветровой тени грота.
При поворотах фордевинд шкотовые не забывают обтягивать и травить брасоловки левого и правого бортов до нужных положений, если проводка сделана в 4 браса, то травят и добирают нужные концы. Шкотовые отвечают за то чтобы при повороте полностью надутый спинакер плавно переходил, не обвисая, с одного борта на другой.
При уборке один из шкотовых (обычно это брасовый) бросает брас и работает на шкоте генуи. Второй шкотовый помогает пианисту с фалом и уборкой спинакера. Важно вовремя добрать геную и сохранять максимальную скорость лодки при нижнем огибании.
Гика-шкотовый Гика-шкотовый - самая сложная из шкотовых позиций. Хорошо когда гика-шкотовый имеет опыт разнообразной работы на яхте и понимает все аспекты каждой роли. Когда рулевой сконцентрирован на достижении максимальной скорости, гика-шкотовый может взять на себя обязанности тактика.
Хорошие гика-шкотовые уже обычно имеют опыт самостоятельного управления яхтой в гонке и понимают чего хочет добиться рулевой в тот или иной момент - максимальной остроты хода, скорости и тп.
Лавировка На лавировке гика-шкотовый работает в постоянном диалоге с рулевым, выбирая оптимальные настройки грота в зависимости от текущей задачи. Ориентируясь на получаемую от баковых информацию о порывах и по собственным ощущениям гика-шкотовый обрабатывает порывы погоном гика-шкота, или травя и добирая гика-шкот.
Важно синхронизировать действия гика-шкотового и шкотовых в повороте, иначе повороты будут медленными, с большой потерей скорости. Грот контролирует уваливание-приведение яхты: при огибании наветренного знака важно быстро травить грот, и быстро добирать его при огибании подветренного знака.
При предстартовом маневрировании гика-шкотовый должен уметь придать яхте задний ход, держа грот на ветру.
Видео с Monsoon Cup:
VIDEO Задний ход: 00:01:19 до 00:01:30 и 00:02:50 до 00:02:59
Полные курсы На полных курсах гика-шкотовый неожиданно оказывается практически свободен.
В его обязанности входит предупреждать шкотовых и рулевого о порывах, которые могут подкрадываться сзади и сбоку. При повороте фордевинд гика-шкотовый отвечает за то, чтобы парус перешел на другой борт без задержек, но и без повреждений рангоута и парусов. Резкие перекидки паруса в сильный ветер могут вызвать рывок яхты на ветер и брочинг, поломку вертлюга гика и другие неприятности.
Рулевой Говорят - “гонку выигрывает команда, а проигрывает- рулевой”. Рулевой - стержень команды, человек, который определяет моральное настроение, ее волю к победе.
Если вы пробовали себя более чем на одной из вышеперечисленных позиций, уверенно управляете яхтой, хорошо разбираетесь в правилах парусных гонок и уверены в своей способности сколотить работоспособный экипаж - дерзайте, вам пора попробовать себя на руле!
Источник