collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Мель: как избежать худшего на борту  (Прочитано 7 раз)

Оффлайн microchaos

  • Новичок
  • *
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля


Посадка на мель это один из самых неприятных опытов для яхтсмена. Рассказываем о том, что делать, если удача оказалась не на вашей стороне.

Статья является адаптацией материала «What happens when you run aground on a yacht? And what should you do» авторства Джошуа Шэнкла и Рэйчел Мур для журнала YachtingWorld.com.

Предыстория Джошуа

Прекрасное начала яхтенного сезона…

Первый в сезоне выход в море казался идеальным: свежий ветер, устойчивая волна. Старенькая яхта будто ожила, скользя по волнам вдоль побережья Панамы. Мы только что вышли из Marina Vista Mar, и с Рейчел не могли нарадоваться — снова в путь, снова на юг, снова под парусом на борту Agápe.

Ветер с каждой милей слабел, и мы выжимали из него все, что могли, продвигаясь между первыми островами архипелага Лас-Перлас. Вскоре ветер сдался окончательно, и мы, свернув паруса, завели наш дизельный движок — старый, но надежный — и направились огибать остров Виверос.

Проход с западной стороны ведет через узкий и мелкий пролив между северной оконечностью Вивероса и южной частью соседнего острова Мина. Солнце клонилось к горизонту, отлив приближался — мы даже на минуту задумались встать на якорь в ближайшей бухте. Но на другой стороне нас ждали друзья, и мысль о вечернем аперитиве в хорошей компании пересилила.

Я перепроверил карты — около 3 метров глубины на минимальной глубине. Отлив еще только должен был начаться, а прилив в этих краях может превышать 5 метров, так что я был уверен: проскочим.

Надо было все-таки внимательнее читать лоцию и прислушаться к совету, услышанному как-то незадолго до путешествия: «Существующие карты Перлас архипелага неточны. Здесь не мягкие кораллы, а острые каменные гряды, и не одна яхта уже оставила на них свой кусок корпуса».

Ошибки в навигационных данных чреваты последствиями

Когда мы вошли в пролив, я сосредоточился на обозначенных на карте опасностях, а Рейчел стояла на баке, вглядываясь в зеленоватую воду в поисках неотмеченных подводных камней — в сумерках это было непросто.

Я уткнулся в карту и эхолот, пока не понял, что нас тащит течением прямо в узкий проход. Agápe шла со скоростью за 6 узлов, хотя я хотел держать безопасные 3 в такой мелководной зоне.

Я не успел как следует осознать, что происходит, как глубина под нами резко изменилась — эхолот мигнул: 10, 9, 8… потом 3, 2… И тут Рейчел закричала с форштевня:

— КАМНИ!

Я мгновенно врубил реверс и выкрутил газ — все, что могла выдать наша старая дизельная установка. Этого оказалось недостаточно.

Более 15 тонн Agápe остановились мгновенно и с яростным ударом. Рейчел отбросило от фала прямо в носовой релинг — она едва не вылетела за борт, протаранив трубу из нержавейки. Такелаж затрясся, закрученный стаксель метался в воздухе, двигатель ревел, а Рейчел, повисшая на леерах, держалась изо всех сил, наполовину уже за бортом.

Против течения и по камням
Наш двигатель не справлялся с течением, и Agápe потащило дальше — прямо на две выступающие скалы, которые возвышались над фарватером прохода. Яхта завалилась на борт, а киль с глухим скрежетом прошелся по одной каменной гряде за другой. Я все еще выжимал из мотора максимум, держал штурвал полностью повернутым влево, отчаянно стараясь удержать руль подальше от камней — хоть немного в глубину.

После второго удара под килем Agápe выровнялась. Я заорал Рейчел, чтобы срочно возвращалась в кокпит. Уже не до дозора — мне было важно только одно: чтобы она осталась на яхте и не улетела за борт, пока мы выкарабкиваемся на глубину.

Как только стало хоть немного спокойнее, мы полезли в трюм: подняли пайолы, чтобы убедиться, что вода не поступает. Все было сухо, румпель слушался, яхта реагировало адекватно. Тогда мы решили бросить якорь и сами нырнуть — оценить, в каком состоянии днище.

Рейчел тряслась, не могла сдержать слезы — страх, шок и адреналин накрыли ее с головой. Я сам был на пределе, но прятал это за нескончаемым потоком мата. Когда немного отдышались, я схватил маску и трубку, и, понимая, что течение все еще сильное, взял длинный конец, закрепил его на носу, и стал использовать его как перила, чтобы удерживаться, пока буду нырять и осматривать корпус снизу.

Итог и выводы
Удивительно, но повреждения оказались не такими уж страшными. Насколько я мог судить, все ограничилось килем: приличный кусок был срезан с передней и задней кромок, по бокам остались глубокие царапины, а на днище — пара вмятин. Но корпус и руль уцелели, не пострадали вообще.

Мы решили пройти последний милю до якорной стоянки. Но не тут-то было: как только я поднял якорь, двигатель внезапно заглох. Адреналин все еще колотил в висках, и мозг работал через раз — я напрочь забыл про конец, закрепленную на носу: она намоталась на винт.

Я выматерился и вспомнил, как полез в рундук и схватил первую попавшуюся веревку — и, конечно же, это был наш новый спинакерный шкентель, самый дорогой конец на борту. Пришлось снова бросить якорь, нырнуть и срезать обмотку с винта. Только после этого мы, хромая, дотянули до якорной стоянки и смогли, наконец, переварить собственноручно устроенную катастрофу.

Но кое-чему мы научились. Первое: камни — это, черт побери, камни. Второе: даже если ты проверил прилив — не факт, что этого достаточно. Мы торопились к друзьям, хотя могли спокойно переждать и пройти фарватер на полном приливе. Это была наша ошибка.

И, наконец, если у тебя есть человек на баке, смотрящий в воду, — готовься к худшему. Надевайте страховки, жилеты. Я не хочу даже думать, что было бы, если бы Рейчел вылетела за борт и течение отнесло ее от лодки.

Agápe не самая быстрая — у нас тяжелый корпус, встроенный киль, ламинированное стекловолокно. Но именно это спасло нас: лодка сдержала удар как профи-тяжеловес. Много какие яхты могли бы потерять киль, а Agápe — выдержала. И спасла нас.

Что делать, если яхта села на мель?

Оказаться на мели — это то, чего любой яхтсмен старается избежать. Но, увы, такое случается. Причины могут быть разными: ошибка в навигации, сдвинувшаяся песчаная коса, неожиданная отмель или неотмеченное на карте препятствие. Главное — не паниковать. Первые минуты критичны: от того, как ты среагируешь, может зависеть исход.

Безопасность — прежде всего
Как только яхта села на мель, в приоритете — безопасность экипажа. Даже если это будет во вред лодке, помните: никакая яхта не стоит человеческой жизни. Убедитесь, что никто не пострадал. Если вода поступает в корпус или есть угроза повреждения — наденьте спасжилеты, подайте сигнал бедствия и вызывайте помощь.

Оценка ситуации
Если зацепили песчаную отмель — бывает, достаточно резко сдать назад под мотором, перенеся вес экипажа на один из бортов. Капитан Си Джей Коэтзи, возглавляющий морскую благотворительную организацию в южной части Тихого океана и имеющий опыт вождения больших парусников по плохо проверенным водам, говорит: «Если сразу с мели уйти не удалось — важны два фактора: тайминг и хладнокровная оценка».

Вызов помощи
Если не сделали этого раньше — вызывайте поддержку. Пара лишних рук, запасной якорь, мощный тендер или буксир могут изменить все.

Попытка снять судно самостоятельно
Если лодка не повреждена и обстановка безопасна, можно попытаться сдвинуть ее самостоятельно. Способ зависит от условий и типа мели, на которую сел. Далее об этом — в следующем разделе.

Песчаная мель
Если вы сели на мель в песок или ил и не врезались намертво, еще не все потеряно: возможно, получится сдать назад. Для начала — сместите вес на одну сторону лодки. Если яхта уже накренилась — переместите вес на ту же, более накрененную сторону. Пробуйте включить задний ход и аккуратно выходить, удерживая руль по курсу. Если на борту есть команда — пусть раскачивают лодку из стороны в сторону: это может помочь «сорваться».

Искусственный крен

Чтобы уменьшить осадку, можно попытаться накренить судно искусственно: подвесьте к гику что-то тяжелое (канистры, динги) и выведите его за пределы борта. Чем больше крен — тем меньше осадка. Иногда этого достаточно, чтобы лодка соскользнула с мели и вернулась на глубину.

Поддерживайте задний ход
Держите двигатель в режиме заднего хода — так лодка не уйдет глубже на мель. Но помните: если крен слишком большой, двигатель может пострадать.

Ждите прилива (или помощи)
Если за первые несколько минут не получилось сдвинуться — придется ждать. Или пока поднимется вода, или пока кто-то не придет на помощь. Чтобы лодку не затягивало дальше, бросьте лаговый якорь в сторону глубины. Лучше — несколько.

С помощью тендера, помощников или даже пешком (если мелко), унесите якоря как можно дальше от корпуса и подтяните — можно использовать лебедки в кокпите. По мере раскачки и подъема воды — подтягивайте снова. Это создаст постоянное натяжение, «вытягивая» корпус к свободе.

Если все серьезно

Если случай тяжелый — шансы на самостоятельное спасение минимальны. Следуйте плану: вызов помощи, стабилизация яхты, оценка обстановки.

Иногда яхты выносит прямо на рифы. В таком случае необходимо зафиксировать корпуси и не дать ему ползти дальше. Пока нагрянет прилив, необходимо максимально облегчить лодку — снять с нее все самое тяжелое. Один из примеров в моей практике — катамаран ProfAsea, который сорвало с места швартовки и выкинуло на опасный риф.

При помощи местных яхтсменов пришлось разгрузить катамаран почти под «0», установить плавучие якоря и ждать прилива. К счастью, в итогу ProfAsea «вымыло» приливным течением на песчаную отмель, где можно было спокойно оценить масштаб трагедии.

Снова в ходу!

Если удалось освободить яхту от оков мели, то следует проделать несколько важных манипуляций.

Поскорее на глубину
Если все-таки удалось вытащить лодку и вернуться в глубокую воду — сразу проверьте трюм, румпель/руль и двигатель. Убедитесь, что лодка способна продолжить путь на своем ходу.

Как только станет понятно, что можно двигаться — идите прямиком в ближайшую марину или на слип, чтобы провести полноценный осмотр и при необходимости — ремонт.

Если течь?
Если после посадки на мель вода все-таки поступает в корпус, приоритеты меняются. Пробовать идти вглубь — значит рисковать утопить лодку. Если остановить приток воды невозможно, лучший (а может, и единственный) вариант — вызвать профессиональных спасателей. У них есть все необходимое: подъемные мешки, насосы, снаряжение, чтобы хотя бы временно удержать лодку на плаву и дотащить ее до берега или слипа.

Вместо итогов

Сесть на мель — это, безусловно, неприятно. Иногда — унизительно. Но в такие моменты главное — не паниковать. Холодная голова и четкий план действий — вот что отличает аварию от катастрофы.

Если вы часто ходите в плохо изученных районах или в местах с подвижным рельефом, то обязательно имейте на борту все, что может пригодиться для самоспасения. И главное план. Потому что такие ситуации могу случиться абсолютно с каждым яхтсменом.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Мель: как избежать худшего на борту
[Полезные материалы]
microchaos
17.06.2025, 20:38:55
topic Развитие яхтенного туризма в РФ упирается в правовую неопределенность
[Машинный телеграф]
microchaos
17.06.2025, 20:18:26
topic Последняя ласточка Ла-Манша: Marie-Fernand
[Машинный телеграф]
microchaos
17.06.2025, 20:00:55
topic Итоги исторической регаты Кубок 100 миль 2025
[Видео]
bigbird
16.06.2025, 21:20:16
topic Археолог проплыл 5000 км на лодке викингов и открыл их тайные порты
[География]
microchaos
15.06.2025, 01:22:56
topic Яхтенные проблемы: тараканы на борту
[Машинный телеграф]
microchaos
15.06.2025, 01:05:29
topic До 15-й Ярмарки яхт и катеров "Водный мир" осталось меньше недели
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
microchaos
14.06.2025, 00:05:55
topic Loro Piana Giraglia 2025
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
10.06.2025, 23:34:08
topic Каникулы Бонифация
[География]
grebenshch
09.06.2025, 19:43:20
topic Бартоломью Робертс – последний пират «золотого века»
[История]
grebenshch
09.06.2025, 19:32:40
topic Проклятие острова Оук
[Машинный телеграф]
grebenshch
05.06.2025, 22:48:20
topic Формирование и дрейф континентов
[Погода]
Fermer
04.06.2025, 08:47:52

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
3023 Сообщений
grebenshch
939 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 418
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Июнь 2025
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 [18] 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal